несториана/nestoriana

Древнерусские и другие новости от Андрея Чернова. Сайт создан 2 сентября 2012 г.

ПРОЗА И ПУБЛИЦИСТИКА Ф. Д. КРЮКОВА НА «НЕСТОРИАНЕ». РАЗЫСКАНИЯ О ПИСАТЕЛЕ И ЕГО ТЕКСТАХ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Чтения в Пушкинском Доме в день 150-летия Федора Крюкова. Видеотрансляция 6 часов 30 минут. В начале записи из-за проблем со звуком не хватает нескольких минут выступления академика РАН Александра Лаврова
https://www.youtube.com/watch?v=q9ftg1U2zLk&t=3s

Александр Васильевич Лавров, академик РАН.
Открытие Чтений в честь 150-летия Федора Крюкова
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/23/lavrov_150_let_krjukovu/

Татьяна Вольтская о Крюковских чтениях:
https://www.svoboda.org/a/30477360.html?fbclid=IwAR3OFEt9nxvfoymnMUjZtwXzwnG6ekDl1-c6OpBkdXYSXjNZc4ZfsHwZUu4

«ТИХИЙ ДОН» ПОСЛЕ КРЮКОВСКИХ ЧТЕНИЙ В ПУШКИНСКОМ ДОМЕ. РЕПЛИКА ИЗ СТОКГОЛЬМА

Профессор русской литературы Гётеборгского университета, специалист по русскому роману начала ХХ века Магнус Юнггрен (Magnus Ljunggren) перепостил в своей ленте ФБ доклад А. В. Лаврова на Первых Крюковских чтениях, снабдив републикацию таким комментарием:

«Земля колеблется под ногами лауреата Нобелевской премии 1965 года…
Только что один из самых выдающихся российских литературоведов Александр Лавров выступил на праздновании 150-летия великого казацкого писателя Федора Крюкова в Институте Русской литературы Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Прежде всего он подчеркнул: «…то, что в основе «Тихого Дона» лежал исходный текст (или несколько исходных текстов), не вышедший из-под пера Шолохова, мне представляется вполне убедительно доказанным». Именно Крюкову принадлежит оригинальный текст.
Исследования продолжаются – и еще многое будет сказано по этому вопросу».

ОРИГИНАЛ НА ШВЕДСКОМ:
Marken gungar under 1965 års Nobelpristagares fötter…
Nyss framträdde en av Rysslands allra tyngsta litteraturvetare, Aleksandr Lavrov, på den store kosackförfattaren Fjodor Krjukovs 150-årsdag hos Ryska Vetenskapsakademiens Pusjkininstitut i S:t Petersburg. Han betonade framför allt detta: «Det faktum att en urtext (eller flera urtexter) som inte skrivits av Michail Sjolochov låg till grund för romanen Stilla flyter Don förefaller nu på ett fullständigt övertygande sätt vara lett i bevis.» Det är Krjukov som aspirerar på urtexten.
Forskning pågår — och mer kommer att sägas i detta ärende.

Магнус Юнггрен (швед. Magnus Ljunggren; р. 25 октября 1942) — шведский литературовед, профессор, славист, переводчик, журналист.

. . . . . . . . . . . . . . .

— Ф. Д. Крюков. АНКЕТА (1917). Публикация Зеева Бар-Селлы

https://nestoriana.wordpress.com/2020/09/30/anketa_krjukova/

— Переписка Крюкова и Серафимовича
https://wp.me/p2IpKD-5Gu


Великий бытописатель? Может ли быть такое?
В случае с Крюковым – да. Потому что его проза – не просто экзерсисы регионального бытописательства, а живое историко-художественное исследование того, как два века вырождалось казачество, отрекшись от идеи народного самостояния и свободы, как после поражения Булавинского бунта служивое сословие «зипунных рыцарей» превращалось в имперскую, московскую дубинку. Большевики расказачиванием завершили дело этого геноцида.
А роман украли и, искалечив, издали.

I. ФЕДОР КРЮКОВ. ПРОЗА И ПУБЛИЦИСТИКА, ГАЗЕТНЫЕ ЗАМЕТКИ
(полужирным выделено то, с чего я рекомендую начинать знакомство с писателем – А. Ч.)

1. ПРОЗА И ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

СВЯТАЯ НОЧЬ (1892)
https://wp.me/p2IpKD-3mx

ГУЛЕБЩИКИ (Очерк из быта стародавнего казачества). (1892)
https://wp.me/p2IpKD-2PZ

ТОСКА (1893)
https://wp.me/p2IpKD-3mJ

ТРИ ТЕТРАДНЫХ СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА 1902 ГОДА
https://wp.me/p2IpKD-2RK

[МАРУСЯ]. Из дневника писателя (1902 – 1904)
https://wp.me/p2IpKD-2UP

В РОДНЫХ МЕСТАХ (1903)
https://wp.me/p2IpKD-3gp

НОЯБРЬСКИЙ ДНЕВНИК 1904 ГОДА
https://wp.me/p2IpKD-2Kd

К ИСТОЧНИКУ ИСЦЕЛЕНИЙ (1904)
https://wp.me/p2IpKD-2NJ

СТАНИЧНИКИ (1906)
https://wp.me/p2IpKD-2Gc

[«КИДАЛЫ» НА 29 ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА. ИЗ ДНЕВНИКА. 29 СЕНТЯБРЯ 1907]
https://wp.me/p2IpKD-3FO

[ЗИМОЙ В ГЛАЗУНОВКЕ. ДВЕ СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ. 28 И 29 ДЕКАБРЯ 1907]
https://wp.me/p2IpKD-3GF

ЖАЖДА (1908)
https://wp.me/p2IpKD-3CM

ОБЫСК. (Упрощенным порядком). (Не ранее июля 1907)
https://wp.me/p2IpKD-2Lu

МЕЧТЫ (1909)
https://wp.me/p2IpKD-3gy

ОТРАДА (1909)
https://wp.me/p2IpKD-3ih

ШКВАЛ (1909)
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/09/krjukov_shkval/

ТОВАРИЩИ (1909)
https://wp.me/p2IpKD-2KG

МАТЬ (1910)
https://wp.me/p2IpKD-2Lx

СПУТНИКИ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-2LJ

НА РЕЧКЕ ЛАЗОРЕВОЙ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-26X

В ГЛУБИНЕ НАРОДНОЙ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3Cc

СЧАСТЬЕ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3gu

ПРОЦЕСС О КОЛДОВСТВЕ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3m8

МИЛЫЕ ТЕНИ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3l4

СЕТЬ МИРСКАЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-2NP

БЕЗ ОГНЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-2LH

УЕЗДНАЯ РОССИЯ (1912)
https://nestoriana.wordpress.com/2020/03/08/krjukov_uezdnaya_rossiya/

СРЕДИ УГЛЕКОПОВ
https://wp.me/p2IpKD-4og

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА (1913)
https://wp.me/p2IpKD-2zf

ОТЕЦ НЕЛИД. (1913)
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/23/fk_otec_nelid/

По пути на фронт. Из дневника 1914 г.
https://wp.me/p2IpKD-3DN

У НЕМЦЕВ (1914)
https://wp.me/p2IpKD-3eo

ДУША ОДНА (1915)
https://wp.me/p2IpKD-2KB

РАТНИК (1915)
https://wp.me/p2IpKD-2Ld

ГРУППА Б. (Силуэты)
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/17/krjukov_gruppa_b/

ИТАЛЬЯНЕЦ ЗАМЧАЛОВ (1916)
https://wp.me/p2IpKD-2FW

ПОЛЗКОМ (1916)
https://wp.me/p2IpKD-2Kw

ОБВАЛ (1917)
https://wp.me/p2IpKD-267

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. ПИСЬМА

https://nestoriana.wordpress.com/2020/01/17/krjukov_6_pisem_ivanchinu/
ШЕСТЬ ПИСЕМ ФЕДОРА КРЮКОВА К АЛЕКСАНДРУ ИВАНЧИНУ-ПИСАРЕВУ (1906–1907)

3. ПУБЛИЦИСТИКА 1890–1917

ЧТО ТЕПЕРЬ ПОЮТ КАЗАКИ? (1890)
https://wp.me/p2IpKD-3h5

НА ТИХОМ ДОНУ. (Летние впечатления и заметки). (1898)
https://wp.me/p2IpKD-2Rk

БЕСПОКОЙСТВО (1902)
https://wp.me/p2IpKD-2WV

[ПАМЯТИ МАТЕРИ] (1907 ?)
https://wp.me/p2IpKD-2Wb

9-11 ИЮЛЯ 1906 г. (Воспоминания)
https://wp.me/p2IpKD-3vJ

СПЕКТАКЛЬ (1908)
https://wp.me/p2IpKD-3mY

ГАЛУНЫ (1910)
https://wp.me/p2IpKD-3kQ

ЗИМНИЕ МАНЕВРЫ (1910)
https://wp.me/p2IpKD-2O9

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК (1910)
https://wp.me/p2IpKD-3ji

В ТИШИ ЗВЕНЯЩЕЙ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3kW

ИЗ АНЕКДОТОВ СОВРЕМЕННОСТИ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3iL

БУДНИ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3js

ОСКУДЕНИЕ УСЕРДИЯ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3ny

ЧЕМ ОНИ ЖИВЫ? (1911)
https://wp.me/p2IpKD-4oR

СТРАХИ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3kZ

ПОСЛЕДНЯЯ ОБЕДНЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3lC

НА ЯРМАРКЕ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3l7

ПРОЖЕКТЕРЫ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3rD

В ЗАБОТАХ О ГОЛОДАЮЩИХ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3m5

В БЛАГОПОЛУЧНЫХ МЕСТАХ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3kO

ПОСЛЕ БОЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-262

ТОРЖЕСТВО ЮСТИЦИИ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3me

О ХУЛИГАНСТВЕ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3id

В ГЛУБИНЕ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3gX

БОЛЬШЕ СВЕТА (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3mO

НЕИСКОРЕНИМЫЙ ОПТИМИЗМ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3ho

ОЖИДАНИЯ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-2z5

МЕЛЬКАНИЯ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-2Qd

УРОЖАЙ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3i6

БЕЗ БУМАГИ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3hv

С МЕСТ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3lc

ТАКСА (1914)
https://wp.me/p2IpKD-3mH

НА ФАБРИЧНОЙ ВАКАНЦИИ (1914)
https://wp.me/p2IpKD-3ls

ОКОЛО ВОЙНЫ (1914–1915)
https://wp.me/p2IpKD-2yj

В ГЛУБОКОМ ТЫЛУ. В ВАГОНЕ (1915)
https://wp.me/p2IpKD-3nh

ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ
https://wp.me/p2IpKD-3zA

ПО ВОЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ (1916)
https://wp.me/p2IpKD-2yG

ДЕЛЕГАТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ. (Из Глазуновской станицы). (1917)
https://wp.me/p2IpKD-3hy

НОВЫМ СТРОЕМ (17-й ГОД НА ДОНУ)
https://wp.me/p2IpKD-2ML

В УГЛУ (18-й год на Дону)
https://wp.me/p2IpKD-2MR

КРАЙ РОДНОЙ. Стихотворение а прозе. (1918)
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/26/fk_rodimiy_kray/

ОТРАДНОЕ ЯВЛЕНИЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/26/fk_otradnoe-yavlenie/


II. ГАЗЕТНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА 1917–1919 гг.
http://fedor-krjukov.narod.ru/index.htm
здесь же:
МАТЕРИАЛЫ К СЛОВАРЮ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
ФЕДОР КРЮКОВ  – «ТИХИЙ ДОН».
БИБЛИОГРАФИЯ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

См. также № 116 этого списка

Как осуществлялось расказачивание. Вёшенское восстание в заркале «Донских ведомостей» 1919 г.
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/01/fk_vyoahki_1919/

СТАРШИЙ БРАТ И МЛАДШИЙ БРАТ (1919)
https://wp.me/p2IpKD-3fO


III. ШОЛОХОВ И КРЮКОВ

1. КАК СПЕРЛИ ВОРОВАННЫЙ ВОЗДУХ. (Первые мои публикации на «Народе»)
http://chernov-trezin.narod.ru/TitulSholohov.htm

2. СФРАГИДА (ПОДПИСЬ) Ф. Д. КРЮКОВА В ПЕРВОМ ТОМЕ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-1GY

3. О ШОЛОХОВСКИХ ЧЕРНОВИКАХ «ТИХОГО ДОНА». САМООПРАВДАНИЕ СЕРАФИМОВИЧА
Здесь чекистское донесение по начальству про то, что Шолохов сам чекист с 1923 года и в Москве работал у Миронова, начальника Экономического отделения ОГПУ.
https://wp.me/p2IpKD-1Go
См. также тут:

4. КРЕПКА, КРЕПКА ПОКОЙНИЦА СОФЬЯ ВЛАСЬЕВНА. О ЧЕКИСТЕ Мих. ШОЛОХОВЕ, ЗАВЕРБОВАННОМ В 1923 ГОДУ.
«Шолохов имеет дом в Вешенском, купленный им недавно, для того, чтобы иметь возможность работать спокойно над романом именно в Вешках, откуда он черпает для своих произведений богатый сырьевой материал. Большею же частью он живет в Москве с 1923 года и на родину является лишь периодически. В 1923 году работал в 4 отделении ЭКУ ОГПУ у Миронова…» (Из донесения по начальству миллеровского чекиста Степана Блолотову).
https://wp.me/p2IpKD-1Ej

5. Андрей Чернов. ПЕРВЫЕ ДВЕНАДЦАТЬ ГЛАВ «ТИХОГО ДОНА». Реконструкция протографа
Здесь добавлена карта 1870 г., из которой следует, что пруд в хуторе Хованском (географический прототип Татарского), названный в ТД Царёвым прудом, именовался Царицыным ильменем (ильмень в Донском языке просто озеро).
Тут же: СЛОВА, БЛИСТАТЕЛЬНО ОТСУТСТВУЮЩИЕ в 8 части «Тихого Дона», бульварной подделке первых шолоховедов
https://wp.me/s2IpKD-krukov

6. ПОТАЕННЫЙ ИСТОК «ТИХОГО ДОНА»: НАХОДКА ФИЛОЛОГА МИХАИЛА МИХЕЕВА
https://wp.me/s2IpKD-pesnya

7. Зеев Бал-Селла. ЧЕРЕЗ КЛАДБИЩЕ
https://wp.me/p2IpKD-Ro

8. Сергей Николаев. О диалектной лексике прозы Федора Крюкова и «Тихого Дона». Полемика с Николаевым
https://wp.me/p2IpKD-1FO

9. Полемика с Николаевым еще и тут:
https://wp.me/p2IpKD-1KU

10. Зеев Бар-Селла. 300 СПАРТАНЦЕВ
https://wp.me/s2IpKD-zeev

11. САЙТ ФЕДОРА КРЮКОВА И МАТЕРИАЛЫ К СЛОВАРЮ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
http://fedor-krjukov.narod.ru/
См. также № 116 этого списка

12. Как украли «Тихий Дон». Интервью на «Свободе» http://www.svoboda.org/content/transcript/27645931.html

Но на Ютубе смотреть удобней:
https://www.youtube.com/watch?v=UNXK7LnbFHU

13. Римма ШАХМАГОНОВА: «ВЕЩИ И РУКОПИСИ КРЮКОВА ХРАНИЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ ГРОМОСЛАВСКИХХ»
https://wp.me/p2IpKD-1JG

14. Петр НАВАШИН: «Серафимович отказался присвоить «Тихий Дон»
https://wp.me/s2IpKD-navashin

15. А. Чернов. ФОТО ЛЖЕ-КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3rQ

16. ПИСЬМА А. М. ГОРЬКОГО Ф. Д. КРЮКОВУ. 1909 г.
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/05/gorkiy_krjukovu/

17. А. Чернов. ВТОРОЕ ДНО ЧАСТИЦЫ «-к»
https://wp.me/p2IpKD-3xf

18. А. Чернов. «Мастер и Маргарита» и «Тихий Дон»
https://wp.me/p2IpKD-1J0

19. А. Чернов. ГЛАЗУНОВСКИЕ КРЮКОВЫ И ХОВАНСКИЕ БИРЮКОВЫ. ЕСЛИ ОНИ В РОДСТВЕ, ТО «ТИХИЙ ДОН» МОГ БЫТЬ НАПИСАН ТОЛЬКО ФЕДОРОМ КРЮКОВЫМ
https://wp.me/p2IpKD-3s1

20. О РУКОПИСИ «ТИХОГО ДОНА». ПИСЬМО ЕВГЕНИИ КУЗНЕЦОВОЙ
https://wp.me/p2IpKD-1L5

21. …И СБЫЛОСЬ ПО РЕЧЕННОМУ. ШЕСТЬ БИБЛЕЙСКИХ ВСАДНИКОВ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-1Mq

22. Сергей Лунц. АРКАДИЙ ГАЙДАР ПРОТИВ МИХАИЛА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-1Ye

23. А. Чернов. НИКТО НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ШОЛОХОВА ЧТО-ЛИБО ПИШУЩИМ
https://wp.me/p2IpKD-20F

24. А. Чернов. ПРОЕКТ «ПРОЛЕТАРСКИЙ ГЕНИЙ». Как из иногороднего уголовника Шолохова делали пролетарского классика
https://wp.me/p2IpKD-213

25. А.Чернов. «ЗАСЕЛЕННЫЕ ХУТОРА»: ЕЩЕ ОДНА КУКЛА ОТ ШОЛОХОВА?
https://wp.me/p2IpKD-21g

26. А. Чернов. ГОРОДОК ЧИГОНАКИ. «ТИХИЙ ДОН» УЛИЧАЕТ ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-21k

27. А. Чернов. ЗАГОТКОНТОРА № 32, ИЛИ ГОВОРИЛ ЛИ ШОЛОХОВ ПО-ВЕШЕНСКИ
https://wp.me/p2IpKD-22A

28. А.Чернов. БЫЛ ЛИ ГРИШКА МЕЛЕХОВ ЧЁРТОМ?
https://wp.me/p2IpKD-23k

29. А. Чернов. БУКВА ЯТЬ ПРОТИВ МИХАИЛА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-23m

30. ПЕРВОИЗДАНИЕ «ТИХОГО ДОНА» ВЫКЛАДЫВАЕТСЯ В СЕТЬ
https://wp.me/p2IpKD-23o

31. А. Чернов. ФЕДОР КРЮКОВ, АЛЕКСАНДР ГОЛУБИНЦЕВ, ПЕТР ГРОМОСЛАВСКИЙ, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЭММАНУИЛ СЕМИЛЕТОВ, МАЙОР ВИЛЬЯМСОН, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВЛАДИМИР СИДОРИННА НА АНГЛИЙСКОМ ФОТО 1919 ГОДА, ИЛЛЮСТРИРУЮЩЕМ ОДНУ ИЗ СТРАНИЦ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-23x

32. Федор Крюков и другие Донские депутаты Первой Государственной Думы Российской империи
https://wp.me/s2IpKD-duma

33. А. Чернов. ЗНАТНЫЙ ХЛЕБОРОБ МИХАИЛ ШОЛОХОВ
https://wp.me/p2IpKD-25j

34. А. Чернов. ПОЧЕМУ БАБКА ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА НЕ ТУРЧАНКА, А ЧЕРКЕШЕНКА
https://wp.me/p2IpKD-25s

35. Георгий Малахов. ЕЩЕ О ДОНСКИХ ФОТОГРАФИЯХ МАЙОРА УИЛЬЯМСОНА. 1919
https://wp.me/p2IpKD-2aH

36. Георгий Малахов. О КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ
https://wp.me/p2IpKD-2df

37. ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ, ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР И ЮРИЙ НАГИБИН О ШОЛОХОВЕ
https://wp.me/p2IpKD-2eq

38. А. Чернов. НОВОЕ О ФЕДОРЕ КРЮКОВЕ. (Парижский журнал «Вольное казачество», № 242 за 1938 г. Письмо казака Н. Лапкина, присланное из Болгарии)
https://wp.me/p2IpKD-2fB

39. Георгий Малахов. «ТИХИЙ ДОН». МЕСТО РОЖДЕНЬЯ АКСИНЬИ
https://wp.me/p2IpKD-2if

40. Георгий МАЛАХОВ. Шестая часть «Тихого Дона» и стихотворение Федора Крюкова «Край родной»
https://wp.me/p2IpKD-2jI

41. Георгий МАЛАХОВ. Когда и кем создавались шолоховские «черновые» рукописи?
https://wp.me/p2IpKD-2tA

42. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН». 100 МЕТАФОР ФЕДОРА КРЮКОВА, украденных вместе с рукописью романа. Плюс некоторые наиболее яркие крюковские диалектизмы, которые объявлялись шолоховскими
https://wp.me/p2IpKD-2wg

43. Федор Крюков в электронных материалах Михаила Михеева
https://wp.me/p2IpKD-3rK

44. А. Чернов. ОБ ОДНОМ ПОДСЧЕТЕ НА ПОЛЯХ РУКОПИСИ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-2xm

45. МОСКОВСКИЙ ФИЗИК С. Н. БОЗИЕВ: «ТИХИЙ ДОН» НАПИСАЛ ФЕДОР КРЮКОВ
https://wp.me/p2IpKD-2xQ

46. А. Чернов. УМЕЛ ЛИ МИХАИЛ ШОЛОХОВ ПИСАТЬ?
https://wp.me/p2IpKD-2y5

47. А. Чернов. Глазуновская станица, родина Федора Крюкова, на страницах «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2yu

48. Фёдор Шахмагонов по-шолоховски ответил на вопрос об авторстве «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2zi

49. А. Чернов. Знакомьтесь: полковник Агеев, адъютант командующего Донской армии, сослуживец Федора Крюкова и один из героев «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2Ap

50. А. Чернов. 25-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДОРА КРЮКОВА В 1918-м
https://wp.me/p2IpKD-2AJ

51. А. Чернов. ЗАПРЕЩЕННЫЙ КЛАССИК. (Страницы книжки о Федоре Крюкове)
https://wp.me/p2IpKD-2AP

52. А. Чернов. КАК ЗВАЛИ ХУТОР МЕЛЕХОВЫХ?
https://wp.me/p2IpKD-2AI

53. А. Чернов. ПРЕСТУПНАЯ БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ ЧЕКИСТА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-2Di

54. А. Чернов. ПОЧЕМУ ТЮРЕМНЫЙ ДНЕВНИК ФЕДОРА КРЮКОВА – КЛЮЧ НЕ ТОЛЬКО К ДНЕВНИКУ СТУДЕНТА ИЗ «ТИХОГО ДОНА», НО И СРАЗУ К ДВУМ ИМЕНАМ ЭТОГО СТУДЕНТА
https://wp.me/p2IpKD-2El

55. А. Чернов. КАК ОГПУ И ДВА БЫВШИХ ГИМНАЗИСТА КОПАЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОТЛОВАН
https://wp.me/p2IpKD-2EX

56. А. Чернов. КАК ЗЕЕВ БАР-СЕЛЛА РАЗОБЛАЧИЛ «ВОЕННУЮ ОПЕРЕТКУ» ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-2Fn

57. Из двух писем Марка Харитонова: Вяч. Вс. Иванов и Вениамин Каверин о титульном авторе «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2Ft

58. А. Чернов. ПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ. Письмо московского профессора, доктора технических наук Александра Лонгиновича Ильского журналисту Льву Колодному
https://wp.me/p2IpKD-2Fp

59. А. Чернов. ЧЕБРЕЦ В «ТИХОМ ДОНЕ» И ПРОЗЕ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-2FF

60. А. Чернов. ПОД ГОРОДОМ ДА СТОЛЫПИНОМ
https://wp.me/p2IpKD-2FN

61. А. Чернов. ОБ ОДНОЙ ПОТЕРЯННОЙ ПАРАЛЛЕЛИ К ПРОЗЕ КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-2G5
См. также № 116 этого списка

62. А. Чернов. СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ПЕРЕПИСКА В «ТИХОМ ДОНЕ». И ВНОВЬ КРЮКОВ
https://wp.me/p2IpKD-2Gh

63. А. Чернов. ПОЧЕМУ НЕ СПАСАЛА КАЗАКОВ МОЛИТВА, ОБРАЩЕННАЯ К ДМИТРИЮ С.
https://wp.me/p2IpKD-2Gz

64. А. Чернов. ОТ РАЗИНА ДО СЕКАЧЕЙ
https://wp.me/p2IpKD-2GY

65. Георгий МАЛАХОВ. Братская могила на горе «Пирамида». Реконструкция эпизода, изъятого из «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2IX

66. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН». КТО ПЕРВЫМ НАМЕКНУЛ НА АВТОРСТВО КРЮКОВА?
https://wp.me/p2IpKD-2Je

67. Шолохов, Крюков и «Тихий Дон». Письмо профессора Маргушина редактору «Нового Русского Слова».
https://wp.me/p2IpKD-2Ji

68. А. Чернов. ЧЕТЫРЕ СМЕРТИ СЕМЬИ КРЮКОВЫХ
https://wp.me/p2IpKD-2Js

69. А. Чернов. КРАМОЛА НА КУРЕВО. ОДИН ИЗ КРЮКОВСКИХ МИКРОСЮЖЕТОВ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-2JK
(Предварительная публикация. См. № 112)

70. Петр Крюков. ДВА АРЕСТА Ф. Д. КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-2MT

71. А. Чернов. ДЛЯ КРЮКОВА «ПРОРВА» – ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
https://wp.me/p2IpKD-2Nc

72. А. Чернов. «ЛЕДЯНЫЕ ГЕНЕРАЛЫ» ПРОТИВ «СТЕПНЫХ». СОВЕЩАНИЕ В ОЛЬГИНСКОЙ СТАНИЦЕ В ФЕВРАЛЕ 1918
https://wp.me/p2IpKD-2On

73. ПЯТЬ АРХИВНЫХ ФОТОГРАФИЙ ФЕДОРА КРЮКОВА ИЗ РГБ
https://wp.me/p2IpKD-2Pg

74. Георгий Малахов. ПИСАТЕЛЬ ФЕДОР КРЮКОВ И ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ «ТИХОГО ДОНА» ПАВЕЛ АГЕЕВ
https://wp.me/p2IpKD-2Pz

75. Михаил Давыдов. Глазуновские встречи
https://wp.me/p2IpKD-2PT

76. А. Чернов. «ГОРДОСТЬ, ПОХОТЬ И ТОСКА ЖИЗНИ»
https://wp.me/p2IpKD-2Rq

77. А. Чернов. ОТ «ДОНЩИНЫ» К «ТИХОМУ ДОНУ». ПОЧЕМУ ОБА ЭТИХ НАЗВАНИЯ ПРИДУМАЛ НЕ ШОЛОХОВ
https://wp.me/p2IpKD-2RC

78. ДВА ФОТО ФЕДОРА КРЮКОВА С СЫНОМ
https://wp.me/p2IpKD-2SP

79. Георгий МАЛАХОВ. Каледин в Татарском: исторический контекст изъятой из «Тихого Дона» заключительной главы 4-й части
https://wp.me/p2IpKD-2Xm

80. НАЙДЕНО ПИСЬМО МАРИИ КРЮКОВОЙ, ДАТИРОВАННОЕ МАЕМ 1939 ГОДА
https://wp.me/p2IpKD-2XA

81. А. Чернов. ДУДА И КОЛОДА
https://wp.me/p2IpKD-2XO

82. А. Чернов. «БОРЦУ ЗА СЧАСТЬЕ…» СЕМЬ ФОТОГРАФИЙ ИЗ АРХИВА ФЕДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-31Q

83. Леонид БИРЮКОВ. ПИСЬМО С ДОНЩИНЫ
https://wp.me/p2IpKD-3cV

84. А. Чернов. БОИ ЗА УСТЬ-МЕДВЕДИЦУ В 1919-м ПО ОЧЕРКУ КРЮКОВА И «ТИХОМУ ДОНУ»
https://wp.me/s2IpKD-hovan

85. Сергей Пинус. ЮБИЛЕЙ Ф. Д. КРЮКОВА В СТ. УСТЬ-МЕДВЕДИЦКОЙ
https://wp.me/s2IpKD-pinus

86. А. Чернов. «КОСЯК» В ТЕКСТЕ «ТИХОГО ДОНА»: СОСНЫ ЖАЛИ ГЛАЗ
https://wp.me/p2IpKD-3f2

87. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН». ТУФТА СПЛОШНЫХ ХУТОРОВ
https://wp.me/p2IpKD-3fr

88. А. Чернов. ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ГОЛУБИНЦЕВА В 7 ЧАСТИ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-3gJ

89. А. Чернов. О РИТМЕ, ТАКТЕ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ НА ТЕЛЕ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-3jZ

90. Александр Чистоходов. ПИСЬМО О ТОМ, КАК МИХАИЛ ШОЛОХОВ ОКАЗАЛСЯ ПИСАТЕЛЕМ
https://wp.me/p2IpKD-3nF

91. Букановский казак Александр Чистоходов о языке «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-3od

92. А. Чернов. О ТОМ, КАК РЕДАКТИРОВАЛИ «ТИХИЙ ДОН»
https://wp.me/p2IpKD-3pD

93. А. Чернов. ОТВЕРГНУТЫЙ ДАР. ДОНСКОЕ СЛОВЦО, ВВЕДЕННОЕ В ОБОРОТ ФЕДОРОМ КРЮКОВЫМ
https://wp.me/s2IpKD-dryam

94. А. Чернов. О ПОДДЕЛЬНЫХ РУКОПИСЯХ «ТИХОГО ДОНА» И ИХ ПОДЛИННОЙ НАУЧНОЙ ЦЕННОСТИ
https://wp.me/p2IpKD-3q9

95. А. Чернов. ЕЩЕ О ПОДДЕЛЬНЫХ РУКОПИСЯХ «ТИХОГО ДОНА» И ИХ ПОДЛИННОЙ НАУЧНОЙ ЦЕННОСТИ
https://wp.me/p2IpKD-3qg

96. ПЕРВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О «ТИХОМ ДОНЕ». СЕНТЯБРЬ 1917.
https://wp.me/p2IpKD-3rn

97. Крюков в Орле и Петербуре. Хроника жизни и преподавания. Адреса
https://wp.me/p2IpKD-3vm

98. Михай Анастасиу со слов своего прадеда Василия Ковалёва (1893–1987), дезертировавшего из красного войска «Пильки» (Филиппа Миронова) и в 1919-м примкнувшего к Александру Голубинцеву: «В ЭТОМ РОМАНЕ ВСЁ ПРАВДА. КРОМЕ САМОГО ПИСАТЕЛЯ».
https://wp.me/p2IpKD-3uG

99. А. Чернов. «СТРАШНЫЙ ПЕТРУШКА ШОЛОХОВ»
https://wp.me/p2IpKD-3vD

100. Андрей Чернов. «ЧЕРНОВИКИ» ПЕРВОЙ ЧАСТИ «ТИХОГО ДОНА», КОТОРЫЕ НИКОМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПОКАЗЫВАТЬ
https://wp.me/p2IpKD-3vC

101. А. Чернов. СЕРОШИНЕЛЬНАЯ КРОВЬ. РОЖДЕНИЕ МЕТАФОРЫ
https://wp.me/p2IpKD-3ws

102. А. Чернов. ПОГОВОРИМ О КРЮКОВСКИХ МЕТАФОРАХ. ОСТРАЯ СПИНА
https://wp.me/p2IpKD-3wD

103. А. Чернов. ПРО «НАШЕ ВСЁ». КАЗАЧЬЯ ВЕРСИЯ
https://wp.me/s2IpKD-td_mumu

104. А. Чернов. ЗИПУННЫЕ РЫЦАРИ (комментарий к реплике историка-шолоховеда Роя Медведева)
https://wp.me/p2IpKD-3xB

105. А. Чернов. ИВАНОВ-РАЗУМНИК, «ТИХИЙ ДОН» И КРЮКОВ
https://wp.me/p2IpKD-3xJ

106. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН»: «ОН – НЕ ОН»
https://wp.me/p2IpKD-3y4

107. А. Чернов. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ФЕДОРА КРЮКОВА?
https://wp.me/p2IpKD-3yy

108. А. Чернов. Смерть Громодёра
https://wp.me/p2IpKD-3yP

109. Игорь Шап. ПЕРВЫЕ ТРОПЫ ФЁДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3zF

110. Константин Тищенко. ОТКРЫТКА ОТ НЯНИ
https://wp.me/p2IpKD-3A8

111. А. Чернов. МИКРОСЮЖЕТЫ «ТИХОГО ДОНА»: ВЫБРАКОВАННЫЙ КОНЬ
https://wp.me/p2IpKD-3B3
(Предварительная публикация. См. № 112)

112. Андрей Чернов. МИКРОСЮЖЕТЫ ФЕДОРА КРЮКОВА В «ТИХОМ ДОНЕ».
См. также № 116.
https://wp.me/p2IpKD-3BD

113. Андрей Чернов. ПОЧЕМУ ШОЛОХОВ НЕ ЗНАЛ, КУДА ВЕДЕТ ГЕТМАНСКИЙ ШЛЯХ
https://wp.me/p2IpKD-3Cs

114. А. Чернов. О ЦОКАНЬЕ КОЛЕС В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://wp.me/p2IpKD-3Dc

115. А. Чернов. БАРКИ НА НЕВЕ И СЛОВЕЧКО ФЕДОРА КРЮКОВА В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://wp.me/p2IpKD-3DC

116. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН» В ЗЕРКАЛЕ ПРОЗЫ Ф. Д. КРЮКОВА.
Избранные параллели.

https://wp.me/p2IpKD-3Es

117. А. Чернов. «КРАСИВЕЙШИЙ ДВОРЕЦ В ВИЗАНТИЙСКОМ СТИЛЕ». КРЮКОВ О ШОЛОХОВЕ-СТИЛИСТЕ
https://wp.me/p2IpKD-3EI

118. А. Чернов. ТРИ МИКРОСЮЖЕТА ПРО ВТОРОЙ ДЕНЬ ТРОИЦЫ, «ТИХИЙ ДОН» И ПЕРВЫЙ РАССКАЗ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3F7

119. А. Чернов. ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ТОЛСТОГО И КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3FE

120. А. Чернов. ЗВЕЗДНЫЙ АВТОГРАФ ФЕДОРА КРЮКОВА ВО ВТОРОЙ КНИГЕ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-3G3

121. Игорь ШАП. ЗВЕЗДНОЕ ДЫШЛО: ГАДАНИЕ ПО ШОЛОХОВУ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/22/td_shap_dyshlo/

122. А. Чернов. ЭПИГРАФ К «ТИХОМУ ДОНУ» – ЕЩЕ ОДНА СФРАГИДА ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/30/td_zemelyushka/

123. А. Чернов. САПОГ КОРНИЛОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/10/sapog_kornilova/

124. А. Чернов. ВЕСНА 1918. УСТЬ-ХОПЕРСКОЕ ВОССТАНИЕ АЛЕКСАНДРА ГОЛУБИНЦЕВА И ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/11/golubincev_i_krjukov/

125. Георгий МАЛАХОВ. Сотник Калмыков – невыдуманный персонаж «Тихого Дона».
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/27/td_kalmykov/

126. А. Чернов. ВНОВЬ О СКИПЕТРЕ КРАСОК
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/28/td_skipetr_krasok/

127. Игорь Шап. РУССКИЙ ПУТЬ: ОТ ДЕРЖАВНОЙ ПЫЛИ ДО ЛАГЕРНОЙ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/29/triada_fk/

128. А. Чернов. ОБ ОДНОМ ПЕТРОГРАДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/06/10/td_admiralteyskaya_igla/

129. Софья Митрохина: «ФЕДОР ШАХМАГОНОВ ГОВОРИЛ МНЕ, ЧТО СТАЛИН ЗНАЛ О СУНДУЧКЕ И ПРОСИЛ СЕРАФИМОВИЧА ДОДЕЛАТЬ «ТИХИЙ ДОН»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/06/18/td_mitrohina/

130. Игорь Шап. ИЗ КРЮКОВСКИХ МИКРОСЮЖЕТОВ: ПОБЕЛКА КУРЕНЯ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/06/24/td_pobelka/

131. Игорь Шап. ПРОГУЛКА С ГУЛЕБЩИКАМИ: ОПЫТ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/05/igor_shap_gulebcshiki/

132. Игорь Шап. «ГОЛОДНЫЙ, НЕБОСЬ, ЧАДУШКА». ЕЩЕ ОДИН УНИКАЛЬНЫЙ МАРКЕР ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/17/td_chadushka/

133. Игорь Шап. ОТ ПОРТРЕТА ДО КЛЕЁНКИ: генерал Скобелев в раннем рассказе Крюкова и в «Тихом Доне»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/19/td_skobelev/

134. Георгий Малахов. «ТИХИЙ ДОН». СОКРОВЕННАЯ ТАЙНА КАМЕННОГО ИДОЛА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/20/td_igol/

135. А. Чернов. ФЕДОР КРЮКОВ, ПАВЕЛ ДУДАКОВ, АЛЕКСАНДР ГОЛУБИНЦЕВ И ЭММАНУИЛ СЕМИЛЕТОВ – ДОНСКИЕ ПАРТИЗАНЫ НА БРИТАНСКОМ ФОТО ЛЕТА 1919 ГОДА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/05/krjurjv_i_partizany/

136. ФЕДОР КРЮКОВ – НИКОЛАЮ АСЕЕВУ: «…НА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ О НЕРАСКАЯННОМ ПРЕСТУПНИКЕ НАКАНУНЕ ТЮРЬМЫ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/08/krukov_foto_1909/

137. Фотографии Федора Крюкова с приемным сыном Петей и сестрой Марией Дмитриевной
https://wp.me/p2IpKD-3YU

138. Георгий МАЛАХОВ. «Черновики» Шолохова – копия крюковского протографа?
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/15/malahov_chernoviki_td/

139. Леонид Дода. МЕЛИХОВЫ И МЕЛЕХОВЫ НА ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/19/melehovy_na_dony/

140. А. Чернов. ЭХО «ТИХОГО ДОНА» В ТЮРЕМНОМ СНЕ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/20/td_rybalka/

141. Георгий Малахов. ПОВЕСТЬ О СОТНИКЕ КАЛМЫКОВЕ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/13/sotnik_kalmykov/

142. Игорь Шап. СЕКАЧ ПРОТИВ ШОЛОХОВА (текст продублирован на № 154)
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/19/sekach/

143. Леонид Бирюков. Летние фотографии хутора Хованского
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/26/foto_hovanskiy/

144. Георгий Малахов, Александр Безменников, Игорь Шап, Андрей Чернов. ПОЛЕВАЯ ЗАПИСЬ ФЕДОРА КРЮКОВА «У МЕНЯ ВОДИЛИСЬ ДЕНЬЖОНКИ…» И ЕЕ ЭХО В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/10/08/fk_polevaya_zapis_u_menja_vodilis/

145. А. Чернов. МИКРОСЮЖЕТ: НОЧЕВКА ВО ДВОРЕ, БЛИЗ КОНЮШНИ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/10/09/td_noch_vo_dvore/

146. Андрей Чернов. ШУМ НА МАЙДАНЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/10/10/shum_na_maydane/

147. Игорь Шап. МАЛАЯ ПРОЗА ФЕДОРА КРЮКОВА И «ТИХИЙ ДОН»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/11/11/td_shap_malaya_proza/

148. Георгий Малахов. Сотник 19-го Донского полка Григорий Мелехов и редакторские ляпы в 6 и 7 частях «Тихого Дона»
https://nestoriana.wordpress.com/2020/01/02/19-polk-redaktura/

149. В. М. Шепелев. ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА. ЗАМЕТКИ О «ТИХОМ ДОНЕ». 1987–1988.
https://nestoriana.wordpress.com/2018/04/16/shepeltv_o_td/

150. А. Чернов. ПОКОС НА ПОГОСТЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/02/td_pogost_i_pokos/

151. Игорь Шап. КРЮКОВ И ЗАЩИТНИКИ ДОНА НА БРИТАНСКИХ ФОТОГРАФИЯХ 1919 г.
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/06/shap_britanskie_foto/

152. А. Чернов. БРАКОВАННЫЙ КОНЬ И ЛОПУХИ ПО-КРЮКОВСКИ. ПАРАЛЛЕЛИ К «ТИХОМУ ДОНУ» В ДЕПУТАТСКОЙ РЕЧИ И МАЛОЙ ПРОЗЕ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/09/krjukov_v_dume/

153. Игорь Шап. Фёдор Крюков и редколлегия журнала «Русское Богатство». Атрибуция снимка
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/17/shap_krjuov_foto_1915_atribuciya/

154. Повтор, пост удален

155. А. Чернов. ОБ ОДНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ИДИОМЕ
https://wp.me/p2IpKD-4pt

156. Игорь Шап. ПРОЗА ФЁДОРА КРЮКОВА — «ТИХИЙ ДОН». НОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/06/igor_shap_parallel_gumno/

157. Игорь Шап. УНЕСЁННЫЕ «ТИХИМ ДОНОМ». Почему микросюжеты малой прозы Федора Крюкова продублированы в романе
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/09/shap_unesennye_td/

158. А. Чернов. Письмо из Орла
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/16/td_samarin/

159. А. Ю Чернов. Избранные параллели малой прозы Крюкова и «Тихого Дона»
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/17/td_i_fk_paralleli/

160. Игорь Шап. «ТИХИЙ ДОН»: КАЗУСЫ ШОЛОХОВСКОЙ ИМИТАЦИИ «ЧЕРНОВИКОВ» И «БЕЛОВИКОВ» РОМАНА
https://wp.me/p2IpKD-4wy

161. Леонид Бирюков. ЧИГОНАКИ ПРОТИВ ШОЛОХОВА. ОБ ОДНОЙ ЗНАКОВОЙ ОШИБКЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2020/07/09/birjukov_ageev_chigonaki/

162. А. Ю. Чернов. КЛЁКЛАЯ ЗЕМЛЯ ПУХОМ. ОБ ОДНОМ ПРОВАЛЕ МОЛОДОГО ЧЕКИСТА МИХАИЛА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-4Iv

163. Георгий Малахов. НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ «ТИХОГО ДОНА» ПО ПУБЛИКАЦИИ… 1918 г. (!) https://nestoriana.wordpress.com/2021/01/04/malahov_td_v_1918/

164. Садин Бозиев. О НЕКОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. СЕРАФИМОВИЧА, Ф. Д. КРЮКОВА И М. А. ШОЛОХОВА

https://wp.me/p2IpKD-4RN

165. Леонид Бирюков. ТАТЬЯНА ПОНОМАРЕВА О «ТИХОМ ДОНЕ», КУРЕНЕ ПРЕДКОВ В ХУТОРЕ ХОВАНСКОМ И СВОМ РАССТРЕЛЯННОМ ПРАДЕДЕ ФЕДОРЕ ФОФИЛОВЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2021/02/22/birukov_ponomariova_korshunovy/

166. Леонид Бирюков. У ИССОХШЕГО РОДНИКА НА ГЕТМАНСКОМ ШЛЯХЕ
https://wp.me/p2IpKD-4XP

167. Игорь Шап. ШОЛОХОВСКАЯ РУКОПИСЬ «ТИХОГО ДОНА» –
КОПИЯ ПРОТОГРАФА Ф. Д. КРЮКОВА. СКОПИРОВАНА ДАЖЕ АВТОРСКАЯ ПРАВКА ОРИГИНАЛА

https://wp.me/p2IpKD-4YJ

168. Андрей Чернов. ЦИТАТЫ ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»И ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ У ФЕДОРА КРЮКОВА И В «ТИХОМ ДОНЕ»

https://wp.me/p2IpKD-4Zn

169. Садин БОЗИЕВ. «ТИХИЙ ДОН» В СРАВНЕНИЯХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА РОМАНА. (Вторая книжка исследований автора на данную тему)

https://wp.me/p2IpKD-5dg

170. Игорь Шап. «Тихий Дон» Фёдора Крюкова «присыпан какой-то сволочью»

https://wp.me/p2IpKD-5dr

171. Игорь ШАП. ШОЛОХОВСКИЙ «ДНЕВНИК СТУДЕНТА» – ДИКТАНТ НА ТВЕРДУЮ ДВОЙКУ

https://wp.me/p2IpKD-5dH

172. АТРИБУЦИЯ АВТОРСКОГО ТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ «ТИХОГО ДОНА»

https://wp.me/p2IpKD-5dP

173.

Игорь Шап. РАССКАЗЫ ШОЛОХОВА. И ВНОВЬ ОТСВЕТ КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-5eF

174

Игорь ШАП. А БЫЛ ЛИ ТАКОЙ ПИСАТЕЛЬ – МИХАИЛ ШОЛОХОВ

https://wp.me/p2IpKD-5eL

175

Леонид Бирюков. АТАМАНЫ ХУТОРА ХОВАНСКОГО И ИХ ПОТОМКИ

https://wp.me/p2IpKD-5f0

176

Анастасия Розентретер. КАК ГОВОРИТСЯ, МАШИНАЛЬНО…

Доказательство того, что шолоховские «черновики» романа – фальшивка

https://wp.me/p2IpKD-5kD

177. Игорь Шап. «Ветром надуло»

(ещё одна шолоховская кража из черновиков Крюкова)
https://wp.me/p2IpKD-5mK

178. Игорь Шап. Дневник казака-студента. Аналитика

https://wp.me/p2IpKD-5pB

179

Игорь Шап. ГЕНЕРАЛЫ В МАЛОЙ ПРОЗЕ ФЕДОРА КРЮКОВА И В «ТИХОМ ДОНЕ»

https://wp.me/p2IpKD-5qe

180

Андрей Чернов. «ТИХИЙ ДОН» И МАЛАЯ ПРОЗА КРЮКОВА. ВЗГЛЯД НА КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

https://wp.me/p2IpKD-5qx

181

А. Чернов. БРАТЬЯ АГЕЕВЫ, ГЕНЕРАЛ СИДОРИН И БРИТАНСКАЯ ВОЕННАЯ МИССИЯ В «ТИХОМ ДОНЕ»

https://wp.me/p2IpKD-5qG

182

Зеев Бар-Селла. О НАКАЗНЫХ АТАМАНАХ В «ТИХОМ ДОНЕ»

https://wp.me/p2IpKD-5qT

183

Зеев Бар-Селла. ПОХИЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛА
https://wp.me/p2IpKD-5r8

184

Петр МАРГУШИН. ЗАМЕТКИ И ОЧЕРКИ 1919 г.

https://wp.me/p2IpKD-5rD

185

Зеев Бар-Селла. КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА

Статья отозвана автором на доработку

186

Лидия ВЕРЕШКОВА. ОРАНЖЕВАЯ ПАПКА. О черновиках Третьей книги «Тихого Дона», которые автор публикации считает подлинными.

https://wp.me/p2IpKD-5tu

187

Игорь ШАП. НЕТАЙНЫЕ ТАЙНЫ ШОЛОХОВСКИХ РУКОПИСЕЙ

https://wp.me/p2IpKD-5uu

188

Игорь ШАП. ВОЗВРАЩАЯСЬ КО СЛАВНОМУ ГОРОДУ ДА КО СТОЛЫПИНУ

https://wp.me/p2IpKD-5uL

189

Андрей Чернов. Тихий Дон Фёдора Крюкова: Пересекающиеся параллели (2023)

https://wp.me/p2IpKD-5zz

190

Андрей Чернов. «ТИХИЙ ДОН» О МОБИЛИЗАЦИИ И ДЕБИЛИЗАЦИИ

https://wp.me/p2IpKD-5zL

191  Игорь Шап. Нобелевский плагиат. Заметки о методе Шолохова

https://wp.me/p2IpKD-5J4

192.

Юлия Сёмина. НЕ БЕЗ СМЫСЛА БЫ ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ, НЕ ДАТЬ СОВЕСТИ МОХОМ ОБРАСТИ. (Новое о литературной работе Ф. Д. Крюкова по материалам архива журнала «Русское Богатство»)

https://wp.me/p2IpKD-5JJ

193. Андрей Чернов. Об идиостиле автора «Тихого Дона»
194. Андрей Чернов. Микротопография хутора Мелеховых в «Тихом Доне»

https://wp.me/p2IpKD-5K5

194. Игорь Шап. Вонючая русь Шолохова. Кража метафоры

https://wp.me/p2IpKD-5KW

. . . . . . . . . . . . . . .

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Павел Скачков о Федоре Крюкове

Публикуется впервые. PDF читать здесь:
https://wp.me/p2IpKD-4YS

Константин Каргин. ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ «БАХЧЕВНИК» И РАССКАЗ «ЗАБУРУННЫИ КРАЙ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/24/konstantin_kargin_dva_texta/

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
МИФ О ПИСАТЕЛЕ ШОЛОХОВЕ.
СЕАНС КРАСНОЙ МАГИИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЕЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ
(наблюдения и исследования)

Записка Степана Болотова, главы миллеровских наследников Дзержинского (осень 1928), – ценный документ для понимая самой технологии Мистификации века, взращивания чекистского мифа о гениальном советском писателе-самородке Михаиле Шолохове.

Перечитаем: «Роман «ТИХИЙ ДОН» будет состоять из 8 частей в трех томах, 3 части уже вышли давно отдельной книгой, следующие выйдут в самом непродолжительном времени, так как закончил уже 6 частей и подобрал материал для 7 части».

Три части романа – это первый его том. Согласно шолоховским пометам на «черновиках», Первая часть романа начата 15 ноября 1926 года, окончательно переработана к 28 марта 1927 и сдана в «Октябрь» вместо со Второй и Третьей осенью того же года. Итак, мы должны поверить, что за следующий неполный год Шолохов написал второй и третий том романа (в книжном варианте это 800 страниц типографского набора), да еще собрал материалы для Седьмой части. При этом часть Восьмая будет начата лишь через десять лет в декабре 1938 г. и появится в печати в 1940 г.

Однако в 1927-м, в десятую годовщину «Великого Октября» на банкете гостинице «Националь» Александр Серафимович представил иностранным гостям скромного юношу: «Друзья мои! Вот новый роман! Запомните название – „Тихий Дон“ и имя – Михаил Шолохов. Перед вами великий писатель земли русской, которого еще мало кто знает. Но запомните мое слово. Вскоре его имя услышит вся Россия, а через два-три года и весь мир!»

Евгений Гончаров, один из читателей этой моей рукописи, заметил:
«Серафимович не жалеет эпитетов представляя новый роман и нового автора. Смотрим на дату – 7 ноября 1927 года. Смотрим на каноническое описание истории публикации ТД. К этому моменту в природе не существует ничего, кроме трех первых частей будущего романа. В машинописном виде. Их только что прочёл Серафимович и решил печатать в своём «Октябре», несмотря на возражения в своей редколлегии. Аналогичная рукопись (машинописная) лежит в «Московском рабочем», принята, но там требуют 4-ю часть, как договаривались. А договорились на 8 частей. Автор так «запланировал».

Отклик Серафимовича, эта лексика означают только одно – он видел всю рукопись! Ту самую, большую, настоящую. Он знает, о чём и о ком он говорит с восторгом и уверенностью опытного писателя и издателя. Поднимите глаза, прочтите ещё раз. Сейчас это называется презентацией. Да ещё перед иностранцами.

7 ноября 27-го ни для кого, включая Шолохова, нет ничего кроме первых трёх частей романа. И только Серафимович знает масштаб того, что так или иначе будет опубликовано, если получится.

Можно считать, что своими восторгами он чуть было не провалил всю операцию, а можно считать, что выдал послание нам, потомкам, да современникам тоже. Публично это сделал, замечу».

Итак, первый том (первые три части, 370 книжных страниц) написаны за десять месяцев, в второй и третий (части 4, 5 и 6 – 750 страниц) еще за десять месяцев. При этом автор уже работает над 7 частью.

Вот рассказ Надежды Васильевны Реформатской. Шел 1929 год. Для какой-то работы она занялась чтением короленковского «Русского богатства», где в изобилии печатался Федор Крюков. В разгар споров о предполагаемом авторе «Тихого Дона» вдруг решила, что сделала открытие. Крюков – вот кто автор. И отправилась к писателям. Ее принял некто Мстиславский. Выслушал горячую речь молодого «открывателя» и повел к Фадееву. Тот тоже выслушал и предупреждающе сказал: «Не девичьего это ума дело». Но «открыватель» был молод, настойчив и горяч. Фадеев уступил: «Ну, коли так, пойдите к Серафимовичу. Это его дела. Вот пусть вам все и расскажет». Но Серафимовича на ту пору в Москве не было. А вскоре появилось то письмо. И тема эта исчезла из разговоров. Даже домашних.

Историк Рой Медведев пишет: «…Борис Горбатов неоднократно высказывал сомнения в авторстве Шолохова. Такие же сомнения высказывали писатели Д. Петров-Бирюк, Ал. Бибик и такой старейший русский писатель как Новиков-Прибой. Не слишком удачной была и первая встреча М. Шолохова с А. М. Горьким, организованная И. С. Шкапой. По свидетельству последнего, Горький был удивлен не только молодостью Шолохова, но и его явной ограниченностью и робостью. В беседе с Горьким Шолохов был застенчив, сконфужен и отвечал на вопросы Горького какими-то односложными, невыразительными фразами. «Странно, странно», – задумчиво говорил после этой встречи Горький своему тогдашнему помощнику Шкапе».

Д. С. Лихачев усомнился в авторстве Шолохова в тех же 20-х. Физик Никита Алексеевич Толстой рассказывал мне, что его отец А. Н. Толстой сбежал из Москвы, когда ему предложили возглавить комиссию по плагиату. А дома на вопрос «Кто все же написал «Тихий Дон?», отвечал одно: «Ну уж, конечно, не Мишка!»

Казачий писатель Дмитрий Петров-Бирюк (1900–1977) вспоминал, что после публикации первых частей романа в Ростовский обком партии, в газету «Молот» и лично к нему, редактору ростовского книзоиздательства, стали поступать письма от казаков, обвинявших Шолохова в плагиате. В некоторых из них утверждалось, что «Тихий Дон» написал Фёдор Крюков.

Вспоминает Зоя Борисовна Томашевская:

Началась война. Блокада. Январь 1942-го. Гостиница «Астория» превращена в стационар для умирающих от голода. В темном и холодном номере лежат шестеро – филологи Владимир Феофилович Боцяновский, Борис Михайлович Эйхенбаум, Борис Васильевич Казанский, Борис Викторович Томашевский и два художника – Дмитрий Исидорович Митрохин и Исаак Моисеевич Рабинович. Томашевский и Боцяновский лежат рядом. Я посещаю их каждый день и всегда застаю в тихой беседе. Через месяц Борис Викторович возвращается домой, где все мы живем в одной комнате в холоде, темноте и бездействии, и Борис Викторович без конца «развлекает» нас услышанным от Боцяновского. Главная тема – «Тихий Дон». Боцяновский рассказывает о своем институтском друге Федоре Дмитриевиче Крюкове, о переписке с ним в последние годы (Крюков умер в 20-м году), о жалобах его на опостылевшую ему военную жизнь, которую охотно сменил бы на письменный стол, о том, что полон романом, делом всей его жизни. (Письмо И. Н. Томашевской от 24 декабря 1972).
http://sholohov.lit-info.ru/sholohov/kritika-avtorstvo/stremya-tihogo-dona/posleslovie.htm

Александр Солженицын писал об изнасилованном и искалеченном Шолоховым гениальном романе. Александр Твардовский, Федор Абрамов считали вероятной версию заимствования Шолоховым чужих рукописей и материалов. Виктор Шкловский в день смерти Шолохова резюмировал: «Не мог он его написать». Академик Алексеев, близко наблюдавший Шолохова на заседаниях президиума АН СССР говорил своему ученику Александру Лаврову (сегодня тоже академику) теми же словами: «Да ничего этот написать не мог!». Согласно дневнику прозаика Марка Харитонова (запись от 23.2.71), титульному автору «Тихого Дона» отказывал в авторстве и Вениамин Каверин: «Ну, о Шолохове мы говорить не будем?.. Ясно, что это такое…»

6 декабря 2017 года я получил от Марка Харитонова такое письмо: «Сегодня я нашел у себя запись от 5.1.83. о разговоре с Вяч. Вс. Ивановым. Мы с ним много лет близко дружили, для меня он был Комой. Я упомянул Шолохова (недавно перечитывал первый том «Тихого Дона»). Цитирую дневник: «Кома теперь совершенно убежден, что тут плагиат, и похоже, что Крюков – наиболее подходящая фигура автора «Тихого Дона». Рассказывал много удивительных подробностей. (Шолохов заботился об уничтожении всех свидетельств и возможных живых свидетелей плагиата. После того, как родственники Крюкова в 1934 г. подали на Шолохова жалобу, их всех арестовали. Это объясняет, почему уже в 1934 г. он объявил о завершении 4-й книги «Тихого Дона», но опубликовал ее только в 1940 году – ждал, пока их не станет. И т. п. Страшный человек). Исследования норвежцев (по поручению шведов) о языке «Тихого Дона», где статистически доказывалось, что это все-таки язык Шолохова, Кома назвал жульничеством… Я вспоминаю, как год назад он говорил на ту же тему более осторожно. Теперь говорил категорически…»

(Факт прямого жульничества Хьетсо позднее был подтвержден математическим исследованием Алексея Неклюдова, оно опубликовано и есть в сети.)

Римма Шахмагонова, вдова Федора Федоровича Шахмагонова, многолетнего литературного секретаря Шолохова, призналась, что рукописи и вещи Федора Крюкова хранились на чердаке дома Шолоховых… А из докладной записки главы миллеровских чекистов Степана Болотова (1928 г.) стало ясно, что Мих. Шолохов был завербован в 1923-м на Дону и числился в штате сотрудников Экономического Отделения ОГПУ.

Исследователь Зеев Бар-Селла оказался прав в своем предположении: юный продинспектор из Букановской станицы, мелкий экономического уголовник с тремя классами образования, никогда ничего не писавший (ни до, ни после), был сначала запуган, а после нанят компетентными органами играть роль юного пролетарского классика и играл ее на протяжении полувека. Рукопись романа попала ему в руки через его тестя Петра Яковлевича Громославского, сопровождавшего Крюкова при отступлении казаков к Новороссийску.

Сохранились британское фото 1919 г., на котором Громославский в окружении полудюжины реальных героев «Тихого Дона» запечатлен рядом с Крюковым в Усть-Медведицкой станице и рассказ букановского казака Александра Чистоходова (со слов его деда-агронома, дружившего с Шолоховым) о том, как рукопись романа попала в руки плагиатора.)

Есть свидетельство Петра Навашина, пасынка Паустовского, о том, что Серафимовичу власть предлагала напечатать «Тихий Дон» под его фамилией.

Опубликовано письмо редактору «Нового русского слова», написанное в 1974 г. американским профессором Петром Маргушиным. В 1919 году он был ответственным секретарем «Донских ведомостей», и Крюков, редактировавший эту газету, поручил ему подбирать материалы для своего романа о Вешенском восстании.

Существует и письмо московского профессора Александра Ильского, наблюдавшего Шолохова в 1927-м в редакции «Роман-Газеты». («Тихий Дон» уже готовился к печати, но Шолохов выступал не в роли автора, а в роли некоего «посредника» между издательством и Серафимовичем.)

Есть ряд свидетельств о том, что Крюков с 1912 года писал роман о казачьей жизни. Эти сведения подтверждены анонимной публикацией 8 сентября 1917 года в газете «Вольный Дон» и воспоминаниями глазуновских родственников писателя. Ну а Борису Томашевском о том, что подлинный автор «Тихого Дона», в 1942-м году поведал умиравший от голода в блокадном Ленинграде филолог Владимир Боцяновский, институтский друг Федора Крюкова.

Знали об истинном авторе романа и сохранивший петроградский архив Крюкова металлург Николай Пудович Асеев, и его племянница Мария Акимовна Асеева, которая после смерти дяди берегла архив писателя, но, увы, не сумела уберечь его от вторжения в ее дом двух литературоведов в штатском. После того, как часть материалов была похищена, она, разделив архив на три части, передала его в Пушкинский Дом, Ленинскую библиотеку и Александру Солженицыну.

А типографскую «Памятную книжку» по Войску Донскому за 1908 год – с перечнем всех должностных лиц, указанием их имен и званий (в ней Крюков подчеркнул ряд фамилий и в их числе фамилию «Мелихов» – так, через «и») на время попросил ныне здравствующий казачий историк, госслужащий и предприниматель Петр Севостьянович Косов. Однако не вернул, объяснив, что и памятка у него «куда-то затерялись».
Эту историю рассказывает в своей книге о Крюкове таганрогская исследовательница Людмила Николаевна Малюкова. Замечательная книга Людмилы Николаевны Малюковой «И покатился с грохотом обвал…. Судьба и творчество Ф. Д. Крюкова» только что переиздана: М., «Флинта», 2019. Ее можно найти в книжных магазинах, или купить электронную версию в интернете.

Малюковой можно верить хотя бы потому, что спонсором первого издания был тот самый ростовский историк Петр Севостьянович Косов, большой друг Вешенского музея. Не знает Людмила Николаевна только еще об одном потерянном Косовым документе, пропажа которого более всего огорчила Марию Акимовну, – об открытке от Серафимовича (1911 г.), который спрашивал у Крюкова, как продвигается работа над его «большой вещью». Не знает она и о том, что старушка сначала пыталась найти управу на историка через парторганизация, а потом подала в суд, но тот не состоялся по причине кончины истца. Об этом когда-то рассказал исследователь «Тихого Дона» Андрей Макаров. (19 февраля 2019 года я дозвонился в Ростов до Петра Севостьяновича. Он подтвердил факт утраты «Памятки» и открытки. По его словам, книжку ему не вернул директор Аксайского музея, а открытка затерялась в журнала, где П. С. Косов предлагал опубликовать прозу Крюкова. Однако открытка была не от Серафимовича, а «от какой-то женщины». Текст ее он не помнит.)

После присуждения Шолохову Нобелевской премии КГБ устроило всесоюзную охоту за рукописями Крюкова. 26 октября 1973 года после внезапной смерти И. Н. Медведевой-Томашевской, написавшей разоблачающую Шолохова книгу «Стремя «Тихого Дона» (загадки романа)», в Гурзуфе исчез весь архив Ирины Николаевны. Но книга все-таки вышла (YMCA Press, 1974): незадолго до гибели Ирина Николаевна, чувствуя недоброе, передала незаконченную рукопись Солженицыну. А не так давно некий вешенский чекист хвастался в прессе, что в Ростове им был найден племянник писателя (сын Александра Дмитриевича Крюкова), отставной военный. И у него приобретен и отправлен на Лубянку чемоданчик с бумагами начала прошлого века. Как поведал шолоховед Ф. Ф. Кузнецов, никакого «Тихого Дона» в чемоданчике не оказалось, и крюковские рукописи были переданы в ИМЛИ.

«Сегодня в стане защитников Шолохова остались штатные шолоховеды ИМЛИ да еще Дм. Быков, который, впрочем, считает «Тихий Дон» сентиментальным сочинением, а ценит в романе лишь его «гениальную» Восьмую часть (фальшивку, сработанную бригадой литературных негров из перепевов первых частей романа).

* * *
Во времена большого террора Шолохов уже не будет стесняться и в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) будущий Нобелевский лауреат откроет товарищам по партии главный секрет своего творческого метода:

«В частях Красной Армии, под ее овеянными славой красными знаменами, будем бить врага так, как никто никогда его не бивал, и смею вас уверить, товарищи делегаты съезда, что полевых сумок бросать не будем – нам этот японский обычай, ну… не к лицу. Чужие сумки соберем… потому что в нашем литературном хозяйстве содержимое этих сумок впоследствии пригодится. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…»

О том, что сумка была не простая, а с романом знаменитого в начале века казачьего писателя, выступающий уточнять не стал.

5 comments on “ПРОЗА И ПУБЛИЦИСТИКА Ф. Д. КРЮКОВА НА «НЕСТОРИАНЕ». РАЗЫСКАНИЯ О ПИСАТЕЛЕ И ЕГО ТЕКСТАХ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. persona13
    02.08.2019

    Спасибо, было интересно почитать

  2. Татьяна
    16.12.2019

    Перевод имён главных героев романа совпадает с их характером. Например: Григорий-бодрый, Наталья-родная, Пётр-скала, Дарья-смелая, Пантелей — благородный, Прокофий-крепкий… Аксинья-чужая, но в начале рукописи у неё ещё имя Анисья-завершающая, причём происходит путаница двух имён. Не может ли быть, что уже вначале написания романа, уход этого персонажа был задуман как конец романа?

  3. Татьяна
    08.01.2020

    Извините, но не писать никак не получается. Вы писали, что у матери Крюкова были черкесские корни, теперь у отца. 1764 год, это предки Крюкова где-то в 5 поколении, значит пра… пра… бабушек и дедушек около 30 человек. Даже если в 1764 году предок был черкесс, почему они стали себя называть черкессами из-за 1/30 своей крови?

    • nestoriana
      26.06.2020

      Потому, Татьяна, что, если люди живут на одном месте, родовые прозвища переходят с отца на сына, и с деда на правнука. Так и с фамилиями.

    • Павел
      30.07.2023

      У казаков с глубокими «казачьими » корнями процент черкесской крови очень высок. Другое дело, далеко не все предки казаков были черкесами . На Дону множество Цыганковых, Калмыковых, Грековых других в сходном смысле. А было ещё больше кареглазых и черноволосых казаков ,которые четко не знали своего происхождения , например обрусевшие потомки народов ,названия которых встречаются только в исторической литературе. Черкесские войны всегда пользовались на Дону уважением и прозвище черкес было бы к месту в любом веке. Я имею дореволюционные фото нескольких своих родов. Теоретически по внешности три рода могли бы иметь прозвище черкес. А представителя одного моего рода по фотографии современные адыги четко признали за своего.

Оставьте комментарий

Information

This entry was posted on 17.02.2019 by in Проза Федора Крюкова, Федор Крюков.

Навигация

Рубрики