Древнерусские и другие новости от Андрея Чернова. Сайт создан 2 сентября 2012 г.
Чтения в Пушкинском Доме в день 150-летия Федора Крюкова. Видеотрансляция 6 часов 30 минут. В начале записи из-за проблем со звуком не хватает нескольких минут выступления академика РАН Александра Лаврова
https://www.youtube.com/watch?v=q9ftg1U2zLk&t=3s
Александр Васильевич Лавров, академик РАН.
Открытие Чтений в честь 150-летия Федора Крюкова
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/23/lavrov_150_let_krjukovu/
Татьяна Вольтская о Крюковских чтениях:
https://www.svoboda.org/a/30477360.html?fbclid=IwAR3OFEt9nxvfoymnMUjZtwXzwnG6ekDl1-c6OpBkdXYSXjNZc4ZfsHwZUu4
«ТИХИЙ ДОН» ПОСЛЕ КРЮКОВСКИХ ЧТЕНИЙ В ПУШКИНСКОМ ДОМЕ. РЕПЛИКА ИЗ СТОКГОЛЬМА
Профессор русской литературы Гётеборгского университета, специалист по русскому роману начала ХХ века Магнус Юнггрен (Magnus Ljunggren) перепостил в своей ленте ФБ доклад А. В. Лаврова на Первых Крюковских чтениях, снабдив републикацию таким комментарием:
«Земля колеблется под ногами лауреата Нобелевской премии 1965 года…
Только что один из самых выдающихся российских литературоведов Александр Лавров выступил на праздновании 150-летия великого казацкого писателя Федора Крюкова в Институте Русской литературы Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Прежде всего он подчеркнул: «…то, что в основе «Тихого Дона» лежал исходный текст (или несколько исходных текстов), не вышедший из-под пера Шолохова, мне представляется вполне убедительно доказанным». Именно Крюкову принадлежит оригинальный текст.
Исследования продолжаются – и еще многое будет сказано по этому вопросу».
ОРИГИНАЛ НА ШВЕДСКОМ:
Marken gungar under 1965 års Nobelpristagares fötter…
Nyss framträdde en av Rysslands allra tyngsta litteraturvetare, Aleksandr Lavrov, på den store kosackförfattaren Fjodor Krjukovs 150-årsdag hos Ryska Vetenskapsakademiens Pusjkininstitut i S:t Petersburg. Han betonade framför allt detta: «Det faktum att en urtext (eller flera urtexter) som inte skrivits av Michail Sjolochov låg till grund för romanen Stilla flyter Don förefaller nu på ett fullständigt övertygande sätt vara lett i bevis.» Det är Krjukov som aspirerar på urtexten.
Forskning pågår — och mer kommer att sägas i detta ärende.
Магнус Юнггрен (швед. Magnus Ljunggren; р. 25 октября 1942) — шведский литературовед, профессор, славист, переводчик, журналист.
. . . . . . . . . . . . . . .
— Ф. Д. Крюков. АНКЕТА (1917). Публикация Зеева Бар-Селлы
https://nestoriana.wordpress.com/2020/09/30/anketa_krjukova/
— Переписка Крюкова и Серафимовича
https://wp.me/p2IpKD-5Gu
…
I. ФЕДОР КРЮКОВ. ПРОЗА И ПУБЛИЦИСТИКА, ГАЗЕТНЫЕ ЗАМЕТКИ
(полужирным выделено то, с чего я рекомендую начинать знакомство с писателем – А. Ч.)
1. ПРОЗА И ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ
СВЯТАЯ НОЧЬ (1892)
https://wp.me/p2IpKD-3mx
ГУЛЕБЩИКИ (Очерк из быта стародавнего казачества). (1892)
https://wp.me/p2IpKD-2PZ
ТОСКА (1893)
https://wp.me/p2IpKD-3mJ
ТРИ ТЕТРАДНЫХ СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА 1902 ГОДА
https://wp.me/p2IpKD-2RK
[МАРУСЯ]. Из дневника писателя (1902 – 1904)
https://wp.me/p2IpKD-2UP
В РОДНЫХ МЕСТАХ (1903)
https://wp.me/p2IpKD-3gp
НОЯБРЬСКИЙ ДНЕВНИК 1904 ГОДА
https://wp.me/p2IpKD-2Kd
К ИСТОЧНИКУ ИСЦЕЛЕНИЙ (1904)
https://wp.me/p2IpKD-2NJ
СТАНИЧНИКИ (1906)
https://wp.me/p2IpKD-2Gc
[«КИДАЛЫ» НА 29 ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА. ИЗ ДНЕВНИКА. 29 СЕНТЯБРЯ 1907]
https://wp.me/p2IpKD-3FO
[ЗИМОЙ В ГЛАЗУНОВКЕ. ДВЕ СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ. 28 И 29 ДЕКАБРЯ 1907]
https://wp.me/p2IpKD-3GF
ЖАЖДА (1908)
https://wp.me/p2IpKD-3CM
ОБЫСК. (Упрощенным порядком). (Не ранее июля 1907)
https://wp.me/p2IpKD-2Lu
МЕЧТЫ (1909)
https://wp.me/p2IpKD-3gy
ОТРАДА (1909)
https://wp.me/p2IpKD-3ih
ШКВАЛ (1909)
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/09/krjukov_shkval/
ТОВАРИЩИ (1909)
https://wp.me/p2IpKD-2KG
МАТЬ (1910)
https://wp.me/p2IpKD-2Lx
СПУТНИКИ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-2LJ
НА РЕЧКЕ ЛАЗОРЕВОЙ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-26X
В ГЛУБИНЕ НАРОДНОЙ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3Cc
СЧАСТЬЕ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3gu
ПРОЦЕСС О КОЛДОВСТВЕ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3m8
МИЛЫЕ ТЕНИ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3l4
СЕТЬ МИРСКАЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-2NP
БЕЗ ОГНЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-2LH
УЕЗДНАЯ РОССИЯ (1912)
https://nestoriana.wordpress.com/2020/03/08/krjukov_uezdnaya_rossiya/
СРЕДИ УГЛЕКОПОВ
https://wp.me/p2IpKD-4og
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА (1913)
https://wp.me/p2IpKD-2zf
ОТЕЦ НЕЛИД. (1913)
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/23/fk_otec_nelid/
По пути на фронт. Из дневника 1914 г.
https://wp.me/p2IpKD-3DN
У НЕМЦЕВ (1914)
https://wp.me/p2IpKD-3eo
ДУША ОДНА (1915)
https://wp.me/p2IpKD-2KB
РАТНИК (1915)
https://wp.me/p2IpKD-2Ld
ГРУППА Б. (Силуэты)
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/17/krjukov_gruppa_b/
ИТАЛЬЯНЕЦ ЗАМЧАЛОВ (1916)
https://wp.me/p2IpKD-2FW
ПОЛЗКОМ (1916)
https://wp.me/p2IpKD-2Kw
ОБВАЛ (1917)
https://wp.me/p2IpKD-267
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. ПИСЬМА
https://nestoriana.wordpress.com/2020/01/17/krjukov_6_pisem_ivanchinu/
ШЕСТЬ ПИСЕМ ФЕДОРА КРЮКОВА К АЛЕКСАНДРУ ИВАНЧИНУ-ПИСАРЕВУ (1906–1907)
3. ПУБЛИЦИСТИКА 1890–1917
ЧТО ТЕПЕРЬ ПОЮТ КАЗАКИ? (1890)
https://wp.me/p2IpKD-3h5
НА ТИХОМ ДОНУ. (Летние впечатления и заметки). (1898)
https://wp.me/p2IpKD-2Rk
БЕСПОКОЙСТВО (1902)
https://wp.me/p2IpKD-2WV
[ПАМЯТИ МАТЕРИ] (1907 ?)
https://wp.me/p2IpKD-2Wb
9-11 ИЮЛЯ 1906 г. (Воспоминания)
https://wp.me/p2IpKD-3vJ
СПЕКТАКЛЬ (1908)
https://wp.me/p2IpKD-3mY
ГАЛУНЫ (1910)
https://wp.me/p2IpKD-3kQ
ЗИМНИЕ МАНЕВРЫ (1910)
https://wp.me/p2IpKD-2O9
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК (1910)
https://wp.me/p2IpKD-3ji
В ТИШИ ЗВЕНЯЩЕЙ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3kW
ИЗ АНЕКДОТОВ СОВРЕМЕННОСТИ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3iL
БУДНИ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3js
ОСКУДЕНИЕ УСЕРДИЯ (1911)
https://wp.me/p2IpKD-3ny
ЧЕМ ОНИ ЖИВЫ? (1911)
https://wp.me/p2IpKD-4oR
СТРАХИ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3kZ
ПОСЛЕДНЯЯ ОБЕДНЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3lC
НА ЯРМАРКЕ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3l7
ПРОЖЕКТЕРЫ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3rD
В ЗАБОТАХ О ГОЛОДАЮЩИХ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3m5
В БЛАГОПОЛУЧНЫХ МЕСТАХ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3kO
ПОСЛЕ БОЯ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-262
ТОРЖЕСТВО ЮСТИЦИИ (1912)
https://wp.me/p2IpKD-3me
О ХУЛИГАНСТВЕ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3id
В ГЛУБИНЕ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3gX
БОЛЬШЕ СВЕТА (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3mO
НЕИСКОРЕНИМЫЙ ОПТИМИЗМ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3ho
ОЖИДАНИЯ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-2z5
МЕЛЬКАНИЯ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-2Qd
УРОЖАЙ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3i6
БЕЗ БУМАГИ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3hv
С МЕСТ (1913)
https://wp.me/p2IpKD-3lc
ТАКСА (1914)
https://wp.me/p2IpKD-3mH
НА ФАБРИЧНОЙ ВАКАНЦИИ (1914)
https://wp.me/p2IpKD-3ls
ОКОЛО ВОЙНЫ (1914–1915)
https://wp.me/p2IpKD-2yj
В ГЛУБОКОМ ТЫЛУ. В ВАГОНЕ (1915)
https://wp.me/p2IpKD-3nh
ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ
https://wp.me/p2IpKD-3zA
ПО ВОЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ (1916)
https://wp.me/p2IpKD-2yG
ДЕЛЕГАТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ. (Из Глазуновской станицы). (1917)
https://wp.me/p2IpKD-3hy
НОВЫМ СТРОЕМ (17-й ГОД НА ДОНУ)
https://wp.me/p2IpKD-2ML
В УГЛУ (18-й год на Дону)
https://wp.me/p2IpKD-2MR
КРАЙ РОДНОЙ. Стихотворение а прозе. (1918)
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/26/fk_rodimiy_kray/
ОТРАДНОЕ ЯВЛЕНИЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/26/fk_otradnoe-yavlenie/
II. ГАЗЕТНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА 1917–1919 гг.
http://fedor-krjukov.narod.ru/index.htm
здесь же:
МАТЕРИАЛЫ К СЛОВАРЮ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
ФЕДОР КРЮКОВ – «ТИХИЙ ДОН».
БИБЛИОГРАФИЯ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
См. также № 116 этого списка
Как осуществлялось расказачивание. Вёшенское восстание в заркале «Донских ведомостей» 1919 г.
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/01/fk_vyoahki_1919/
СТАРШИЙ БРАТ И МЛАДШИЙ БРАТ (1919)
https://wp.me/p2IpKD-3fO
III. ШОЛОХОВ И КРЮКОВ
1. КАК СПЕРЛИ ВОРОВАННЫЙ ВОЗДУХ. (Первые мои публикации на «Народе»)
http://chernov-trezin.narod.ru/TitulSholohov.htm
2. СФРАГИДА (ПОДПИСЬ) Ф. Д. КРЮКОВА В ПЕРВОМ ТОМЕ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-1GY
3. О ШОЛОХОВСКИХ ЧЕРНОВИКАХ «ТИХОГО ДОНА». САМООПРАВДАНИЕ СЕРАФИМОВИЧА
Здесь чекистское донесение по начальству про то, что Шолохов сам чекист с 1923 года и в Москве работал у Миронова, начальника Экономического отделения ОГПУ.
https://wp.me/p2IpKD-1Go
См. также тут:
4. КРЕПКА, КРЕПКА ПОКОЙНИЦА СОФЬЯ ВЛАСЬЕВНА. О ЧЕКИСТЕ Мих. ШОЛОХОВЕ, ЗАВЕРБОВАННОМ В 1923 ГОДУ.
«Шолохов имеет дом в Вешенском, купленный им недавно, для того, чтобы иметь возможность работать спокойно над романом именно в Вешках, откуда он черпает для своих произведений богатый сырьевой материал. Большею же частью он живет в Москве с 1923 года и на родину является лишь периодически. В 1923 году работал в 4 отделении ЭКУ ОГПУ у Миронова…» (Из донесения по начальству миллеровского чекиста Степана Блолотову).
https://wp.me/p2IpKD-1Ej
5. Андрей Чернов. ПЕРВЫЕ ДВЕНАДЦАТЬ ГЛАВ «ТИХОГО ДОНА». Реконструкция протографа
Здесь добавлена карта 1870 г., из которой следует, что пруд в хуторе Хованском (географический прототип Татарского), названный в ТД Царёвым прудом, именовался Царицыным ильменем (ильмень в Донском языке просто озеро).
Тут же: СЛОВА, БЛИСТАТЕЛЬНО ОТСУТСТВУЮЩИЕ в 8 части «Тихого Дона», бульварной подделке первых шолоховедов
https://wp.me/s2IpKD-krukov
6. ПОТАЕННЫЙ ИСТОК «ТИХОГО ДОНА»: НАХОДКА ФИЛОЛОГА МИХАИЛА МИХЕЕВА
https://wp.me/s2IpKD-pesnya
7. Зеев Бал-Селла. ЧЕРЕЗ КЛАДБИЩЕ
https://wp.me/p2IpKD-Ro
8. Сергей Николаев. О диалектной лексике прозы Федора Крюкова и «Тихого Дона». Полемика с Николаевым
https://wp.me/p2IpKD-1FO
9. Полемика с Николаевым еще и тут:
https://wp.me/p2IpKD-1KU
10. Зеев Бар-Селла. 300 СПАРТАНЦЕВ
https://wp.me/s2IpKD-zeev
11. САЙТ ФЕДОРА КРЮКОВА И МАТЕРИАЛЫ К СЛОВАРЮ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
http://fedor-krjukov.narod.ru/
См. также № 116 этого списка
12. Как украли «Тихий Дон». Интервью на «Свободе» http://www.svoboda.org/content/transcript/27645931.html
Но на Ютубе смотреть удобней:
https://www.youtube.com/watch?v=UNXK7LnbFHU
13. Римма ШАХМАГОНОВА: «ВЕЩИ И РУКОПИСИ КРЮКОВА ХРАНИЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ ГРОМОСЛАВСКИХХ»
https://wp.me/p2IpKD-1JG
14. Петр НАВАШИН: «Серафимович отказался присвоить «Тихий Дон»
https://wp.me/s2IpKD-navashin
15. А. Чернов. ФОТО ЛЖЕ-КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3rQ
16. ПИСЬМА А. М. ГОРЬКОГО Ф. Д. КРЮКОВУ. 1909 г.
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/05/gorkiy_krjukovu/
17. А. Чернов. ВТОРОЕ ДНО ЧАСТИЦЫ «-к»
https://wp.me/p2IpKD-3xf
18. А. Чернов. «Мастер и Маргарита» и «Тихий Дон»
https://wp.me/p2IpKD-1J0
19. А. Чернов. ГЛАЗУНОВСКИЕ КРЮКОВЫ И ХОВАНСКИЕ БИРЮКОВЫ. ЕСЛИ ОНИ В РОДСТВЕ, ТО «ТИХИЙ ДОН» МОГ БЫТЬ НАПИСАН ТОЛЬКО ФЕДОРОМ КРЮКОВЫМ
https://wp.me/p2IpKD-3s1
20. О РУКОПИСИ «ТИХОГО ДОНА». ПИСЬМО ЕВГЕНИИ КУЗНЕЦОВОЙ
https://wp.me/p2IpKD-1L5
21. …И СБЫЛОСЬ ПО РЕЧЕННОМУ. ШЕСТЬ БИБЛЕЙСКИХ ВСАДНИКОВ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-1Mq
22. Сергей Лунц. АРКАДИЙ ГАЙДАР ПРОТИВ МИХАИЛА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-1Ye
23. А. Чернов. НИКТО НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ШОЛОХОВА ЧТО-ЛИБО ПИШУЩИМ
https://wp.me/p2IpKD-20F
24. А. Чернов. ПРОЕКТ «ПРОЛЕТАРСКИЙ ГЕНИЙ». Как из иногороднего уголовника Шолохова делали пролетарского классика
https://wp.me/p2IpKD-213
25. А.Чернов. «ЗАСЕЛЕННЫЕ ХУТОРА»: ЕЩЕ ОДНА КУКЛА ОТ ШОЛОХОВА?
https://wp.me/p2IpKD-21g
26. А. Чернов. ГОРОДОК ЧИГОНАКИ. «ТИХИЙ ДОН» УЛИЧАЕТ ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-21k
27. А. Чернов. ЗАГОТКОНТОРА № 32, ИЛИ ГОВОРИЛ ЛИ ШОЛОХОВ ПО-ВЕШЕНСКИ
https://wp.me/p2IpKD-22A
28. А.Чернов. БЫЛ ЛИ ГРИШКА МЕЛЕХОВ ЧЁРТОМ?
https://wp.me/p2IpKD-23k
29. А. Чернов. БУКВА ЯТЬ ПРОТИВ МИХАИЛА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-23m
30. ПЕРВОИЗДАНИЕ «ТИХОГО ДОНА» ВЫКЛАДЫВАЕТСЯ В СЕТЬ
https://wp.me/p2IpKD-23o
31. А. Чернов. ФЕДОР КРЮКОВ, АЛЕКСАНДР ГОЛУБИНЦЕВ, ПЕТР ГРОМОСЛАВСКИЙ, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЭММАНУИЛ СЕМИЛЕТОВ, МАЙОР ВИЛЬЯМСОН, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВЛАДИМИР СИДОРИННА НА АНГЛИЙСКОМ ФОТО 1919 ГОДА, ИЛЛЮСТРИРУЮЩЕМ ОДНУ ИЗ СТРАНИЦ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-23x
32. Федор Крюков и другие Донские депутаты Первой Государственной Думы Российской империи
https://wp.me/s2IpKD-duma
33. А. Чернов. ЗНАТНЫЙ ХЛЕБОРОБ МИХАИЛ ШОЛОХОВ
https://wp.me/p2IpKD-25j
34. А. Чернов. ПОЧЕМУ БАБКА ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА НЕ ТУРЧАНКА, А ЧЕРКЕШЕНКА
https://wp.me/p2IpKD-25s
35. Георгий Малахов. ЕЩЕ О ДОНСКИХ ФОТОГРАФИЯХ МАЙОРА УИЛЬЯМСОНА. 1919
https://wp.me/p2IpKD-2aH
36. Георгий Малахов. О КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ
https://wp.me/p2IpKD-2df
37. ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ, ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР И ЮРИЙ НАГИБИН О ШОЛОХОВЕ
https://wp.me/p2IpKD-2eq
38. А. Чернов. НОВОЕ О ФЕДОРЕ КРЮКОВЕ. (Парижский журнал «Вольное казачество», № 242 за 1938 г. Письмо казака Н. Лапкина, присланное из Болгарии)
https://wp.me/p2IpKD-2fB
39. Георгий Малахов. «ТИХИЙ ДОН». МЕСТО РОЖДЕНЬЯ АКСИНЬИ
https://wp.me/p2IpKD-2if
40. Георгий МАЛАХОВ. Шестая часть «Тихого Дона» и стихотворение Федора Крюкова «Край родной»
https://wp.me/p2IpKD-2jI
41. Георгий МАЛАХОВ. Когда и кем создавались шолоховские «черновые» рукописи?
https://wp.me/p2IpKD-2tA
42. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН». 100 МЕТАФОР ФЕДОРА КРЮКОВА, украденных вместе с рукописью романа. Плюс некоторые наиболее яркие крюковские диалектизмы, которые объявлялись шолоховскими
https://wp.me/p2IpKD-2wg
43. Федор Крюков в электронных материалах Михаила Михеева
https://wp.me/p2IpKD-3rK
44. А. Чернов. ОБ ОДНОМ ПОДСЧЕТЕ НА ПОЛЯХ РУКОПИСИ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-2xm
45. МОСКОВСКИЙ ФИЗИК С. Н. БОЗИЕВ: «ТИХИЙ ДОН» НАПИСАЛ ФЕДОР КРЮКОВ
https://wp.me/p2IpKD-2xQ
46. А. Чернов. УМЕЛ ЛИ МИХАИЛ ШОЛОХОВ ПИСАТЬ?
https://wp.me/p2IpKD-2y5
47. А. Чернов. Глазуновская станица, родина Федора Крюкова, на страницах «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2yu
48. Фёдор Шахмагонов по-шолоховски ответил на вопрос об авторстве «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2zi
49. А. Чернов. Знакомьтесь: полковник Агеев, адъютант командующего Донской армии, сослуживец Федора Крюкова и один из героев «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2Ap
50. А. Чернов. 25-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДОРА КРЮКОВА В 1918-м
https://wp.me/p2IpKD-2AJ
51. А. Чернов. ЗАПРЕЩЕННЫЙ КЛАССИК. (Страницы книжки о Федоре Крюкове)
https://wp.me/p2IpKD-2AP
52. А. Чернов. КАК ЗВАЛИ ХУТОР МЕЛЕХОВЫХ?
https://wp.me/p2IpKD-2AI
53. А. Чернов. ПРЕСТУПНАЯ БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ ЧЕКИСТА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-2Di
54. А. Чернов. ПОЧЕМУ ТЮРЕМНЫЙ ДНЕВНИК ФЕДОРА КРЮКОВА – КЛЮЧ НЕ ТОЛЬКО К ДНЕВНИКУ СТУДЕНТА ИЗ «ТИХОГО ДОНА», НО И СРАЗУ К ДВУМ ИМЕНАМ ЭТОГО СТУДЕНТА
https://wp.me/p2IpKD-2El
55. А. Чернов. КАК ОГПУ И ДВА БЫВШИХ ГИМНАЗИСТА КОПАЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОТЛОВАН
https://wp.me/p2IpKD-2EX
56. А. Чернов. КАК ЗЕЕВ БАР-СЕЛЛА РАЗОБЛАЧИЛ «ВОЕННУЮ ОПЕРЕТКУ» ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-2Fn
57. Из двух писем Марка Харитонова: Вяч. Вс. Иванов и Вениамин Каверин о титульном авторе «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2Ft
58. А. Чернов. ПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ. Письмо московского профессора, доктора технических наук Александра Лонгиновича Ильского журналисту Льву Колодному
https://wp.me/p2IpKD-2Fp
59. А. Чернов. ЧЕБРЕЦ В «ТИХОМ ДОНЕ» И ПРОЗЕ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-2FF
60. А. Чернов. ПОД ГОРОДОМ ДА СТОЛЫПИНОМ
https://wp.me/p2IpKD-2FN
61. А. Чернов. ОБ ОДНОЙ ПОТЕРЯННОЙ ПАРАЛЛЕЛИ К ПРОЗЕ КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-2G5
См. также № 116 этого списка
62. А. Чернов. СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ПЕРЕПИСКА В «ТИХОМ ДОНЕ». И ВНОВЬ КРЮКОВ
https://wp.me/p2IpKD-2Gh
63. А. Чернов. ПОЧЕМУ НЕ СПАСАЛА КАЗАКОВ МОЛИТВА, ОБРАЩЕННАЯ К ДМИТРИЮ С.
https://wp.me/p2IpKD-2Gz
64. А. Чернов. ОТ РАЗИНА ДО СЕКАЧЕЙ
https://wp.me/p2IpKD-2GY
65. Георгий МАЛАХОВ. Братская могила на горе «Пирамида». Реконструкция эпизода, изъятого из «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-2IX
66. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН». КТО ПЕРВЫМ НАМЕКНУЛ НА АВТОРСТВО КРЮКОВА?
https://wp.me/p2IpKD-2Je
67. Шолохов, Крюков и «Тихий Дон». Письмо профессора Маргушина редактору «Нового Русского Слова».
https://wp.me/p2IpKD-2Ji
68. А. Чернов. ЧЕТЫРЕ СМЕРТИ СЕМЬИ КРЮКОВЫХ
https://wp.me/p2IpKD-2Js
69. А. Чернов. КРАМОЛА НА КУРЕВО. ОДИН ИЗ КРЮКОВСКИХ МИКРОСЮЖЕТОВ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-2JK
(Предварительная публикация. См. № 112)
70. Петр Крюков. ДВА АРЕСТА Ф. Д. КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-2MT
71. А. Чернов. ДЛЯ КРЮКОВА «ПРОРВА» – ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
https://wp.me/p2IpKD-2Nc
72. А. Чернов. «ЛЕДЯНЫЕ ГЕНЕРАЛЫ» ПРОТИВ «СТЕПНЫХ». СОВЕЩАНИЕ В ОЛЬГИНСКОЙ СТАНИЦЕ В ФЕВРАЛЕ 1918
https://wp.me/p2IpKD-2On
73. ПЯТЬ АРХИВНЫХ ФОТОГРАФИЙ ФЕДОРА КРЮКОВА ИЗ РГБ
https://wp.me/p2IpKD-2Pg
74. Георгий Малахов. ПИСАТЕЛЬ ФЕДОР КРЮКОВ И ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ «ТИХОГО ДОНА» ПАВЕЛ АГЕЕВ
https://wp.me/p2IpKD-2Pz
75. Михаил Давыдов. Глазуновские встречи
https://wp.me/p2IpKD-2PT
76. А. Чернов. «ГОРДОСТЬ, ПОХОТЬ И ТОСКА ЖИЗНИ»
https://wp.me/p2IpKD-2Rq
77. А. Чернов. ОТ «ДОНЩИНЫ» К «ТИХОМУ ДОНУ». ПОЧЕМУ ОБА ЭТИХ НАЗВАНИЯ ПРИДУМАЛ НЕ ШОЛОХОВ
https://wp.me/p2IpKD-2RC
78. ДВА ФОТО ФЕДОРА КРЮКОВА С СЫНОМ
https://wp.me/p2IpKD-2SP
79. Георгий МАЛАХОВ. Каледин в Татарском: исторический контекст изъятой из «Тихого Дона» заключительной главы 4-й части
https://wp.me/p2IpKD-2Xm
80. НАЙДЕНО ПИСЬМО МАРИИ КРЮКОВОЙ, ДАТИРОВАННОЕ МАЕМ 1939 ГОДА
https://wp.me/p2IpKD-2XA
81. А. Чернов. ДУДА И КОЛОДА
https://wp.me/p2IpKD-2XO
82. А. Чернов. «БОРЦУ ЗА СЧАСТЬЕ…» СЕМЬ ФОТОГРАФИЙ ИЗ АРХИВА ФЕДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-31Q
83. Леонид БИРЮКОВ. ПИСЬМО С ДОНЩИНЫ
https://wp.me/p2IpKD-3cV
84. А. Чернов. БОИ ЗА УСТЬ-МЕДВЕДИЦУ В 1919-м ПО ОЧЕРКУ КРЮКОВА И «ТИХОМУ ДОНУ»
https://wp.me/s2IpKD-hovan
85. Сергей Пинус. ЮБИЛЕЙ Ф. Д. КРЮКОВА В СТ. УСТЬ-МЕДВЕДИЦКОЙ
https://wp.me/s2IpKD-pinus
86. А. Чернов. «КОСЯК» В ТЕКСТЕ «ТИХОГО ДОНА»: СОСНЫ ЖАЛИ ГЛАЗ
https://wp.me/p2IpKD-3f2
87. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН». ТУФТА СПЛОШНЫХ ХУТОРОВ
https://wp.me/p2IpKD-3fr
88. А. Чернов. ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ГОЛУБИНЦЕВА В 7 ЧАСТИ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-3gJ
89. А. Чернов. О РИТМЕ, ТАКТЕ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ НА ТЕЛЕ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-3jZ
90. Александр Чистоходов. ПИСЬМО О ТОМ, КАК МИХАИЛ ШОЛОХОВ ОКАЗАЛСЯ ПИСАТЕЛЕМ
https://wp.me/p2IpKD-3nF
91. Букановский казак Александр Чистоходов о языке «Тихого Дона»
https://wp.me/p2IpKD-3od
92. А. Чернов. О ТОМ, КАК РЕДАКТИРОВАЛИ «ТИХИЙ ДОН»
https://wp.me/p2IpKD-3pD
93. А. Чернов. ОТВЕРГНУТЫЙ ДАР. ДОНСКОЕ СЛОВЦО, ВВЕДЕННОЕ В ОБОРОТ ФЕДОРОМ КРЮКОВЫМ
https://wp.me/s2IpKD-dryam
94. А. Чернов. О ПОДДЕЛЬНЫХ РУКОПИСЯХ «ТИХОГО ДОНА» И ИХ ПОДЛИННОЙ НАУЧНОЙ ЦЕННОСТИ
https://wp.me/p2IpKD-3q9
95. А. Чернов. ЕЩЕ О ПОДДЕЛЬНЫХ РУКОПИСЯХ «ТИХОГО ДОНА» И ИХ ПОДЛИННОЙ НАУЧНОЙ ЦЕННОСТИ
https://wp.me/p2IpKD-3qg
96. ПЕРВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О «ТИХОМ ДОНЕ». СЕНТЯБРЬ 1917.
https://wp.me/p2IpKD-3rn
97. Крюков в Орле и Петербуре. Хроника жизни и преподавания. Адреса
https://wp.me/p2IpKD-3vm
98. Михай Анастасиу со слов своего прадеда Василия Ковалёва (1893–1987), дезертировавшего из красного войска «Пильки» (Филиппа Миронова) и в 1919-м примкнувшего к Александру Голубинцеву: «В ЭТОМ РОМАНЕ ВСЁ ПРАВДА. КРОМЕ САМОГО ПИСАТЕЛЯ».
https://wp.me/p2IpKD-3uG
99. А. Чернов. «СТРАШНЫЙ ПЕТРУШКА ШОЛОХОВ»
https://wp.me/p2IpKD-3vD
100. Андрей Чернов. «ЧЕРНОВИКИ» ПЕРВОЙ ЧАСТИ «ТИХОГО ДОНА», КОТОРЫЕ НИКОМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПОКАЗЫВАТЬ
https://wp.me/p2IpKD-3vC
101. А. Чернов. СЕРОШИНЕЛЬНАЯ КРОВЬ. РОЖДЕНИЕ МЕТАФОРЫ
https://wp.me/p2IpKD-3ws
102. А. Чернов. ПОГОВОРИМ О КРЮКОВСКИХ МЕТАФОРАХ. ОСТРАЯ СПИНА
https://wp.me/p2IpKD-3wD
103. А. Чернов. ПРО «НАШЕ ВСЁ». КАЗАЧЬЯ ВЕРСИЯ
https://wp.me/s2IpKD-td_mumu
104. А. Чернов. ЗИПУННЫЕ РЫЦАРИ (комментарий к реплике историка-шолоховеда Роя Медведева)
https://wp.me/p2IpKD-3xB
105. А. Чернов. ИВАНОВ-РАЗУМНИК, «ТИХИЙ ДОН» И КРЮКОВ
https://wp.me/p2IpKD-3xJ
106. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН»: «ОН – НЕ ОН»
https://wp.me/p2IpKD-3y4
107. А. Чернов. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ФЕДОРА КРЮКОВА?
https://wp.me/p2IpKD-3yy
108. А. Чернов. Смерть Громодёра
https://wp.me/p2IpKD-3yP
109. Игорь Шап. ПЕРВЫЕ ТРОПЫ ФЁДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3zF
110. Константин Тищенко. ОТКРЫТКА ОТ НЯНИ
https://wp.me/p2IpKD-3A8
111. А. Чернов. МИКРОСЮЖЕТЫ «ТИХОГО ДОНА»: ВЫБРАКОВАННЫЙ КОНЬ
https://wp.me/p2IpKD-3B3
(Предварительная публикация. См. № 112)
112. Андрей Чернов. МИКРОСЮЖЕТЫ ФЕДОРА КРЮКОВА В «ТИХОМ ДОНЕ».
См. также № 116.
https://wp.me/p2IpKD-3BD
113. Андрей Чернов. ПОЧЕМУ ШОЛОХОВ НЕ ЗНАЛ, КУДА ВЕДЕТ ГЕТМАНСКИЙ ШЛЯХ
https://wp.me/p2IpKD-3Cs
114. А. Чернов. О ЦОКАНЬЕ КОЛЕС В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://wp.me/p2IpKD-3Dc
115. А. Чернов. БАРКИ НА НЕВЕ И СЛОВЕЧКО ФЕДОРА КРЮКОВА В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://wp.me/p2IpKD-3DC
116. А. Чернов. «ТИХИЙ ДОН» В ЗЕРКАЛЕ ПРОЗЫ Ф. Д. КРЮКОВА.
Избранные параллели.
https://wp.me/p2IpKD-3Es
117. А. Чернов. «КРАСИВЕЙШИЙ ДВОРЕЦ В ВИЗАНТИЙСКОМ СТИЛЕ». КРЮКОВ О ШОЛОХОВЕ-СТИЛИСТЕ
https://wp.me/p2IpKD-3EI
118. А. Чернов. ТРИ МИКРОСЮЖЕТА ПРО ВТОРОЙ ДЕНЬ ТРОИЦЫ, «ТИХИЙ ДОН» И ПЕРВЫЙ РАССКАЗ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3F7
119. А. Чернов. ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ТОЛСТОГО И КРЮКОВА
https://wp.me/p2IpKD-3FE
120. А. Чернов. ЗВЕЗДНЫЙ АВТОГРАФ ФЕДОРА КРЮКОВА ВО ВТОРОЙ КНИГЕ «ТИХОГО ДОНА»
https://wp.me/p2IpKD-3G3
121. Игорь ШАП. ЗВЕЗДНОЕ ДЫШЛО: ГАДАНИЕ ПО ШОЛОХОВУ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/22/td_shap_dyshlo/
122. А. Чернов. ЭПИГРАФ К «ТИХОМУ ДОНУ» – ЕЩЕ ОДНА СФРАГИДА ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/30/td_zemelyushka/
123. А. Чернов. САПОГ КОРНИЛОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/10/sapog_kornilova/
124. А. Чернов. ВЕСНА 1918. УСТЬ-ХОПЕРСКОЕ ВОССТАНИЕ АЛЕКСАНДРА ГОЛУБИНЦЕВА И ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/11/golubincev_i_krjukov/
125. Георгий МАЛАХОВ. Сотник Калмыков – невыдуманный персонаж «Тихого Дона».
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/27/td_kalmykov/
126. А. Чернов. ВНОВЬ О СКИПЕТРЕ КРАСОК
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/28/td_skipetr_krasok/
127. Игорь Шап. РУССКИЙ ПУТЬ: ОТ ДЕРЖАВНОЙ ПЫЛИ ДО ЛАГЕРНОЙ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/05/29/triada_fk/
128. А. Чернов. ОБ ОДНОМ ПЕТРОГРАДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/06/10/td_admiralteyskaya_igla/
129. Софья Митрохина: «ФЕДОР ШАХМАГОНОВ ГОВОРИЛ МНЕ, ЧТО СТАЛИН ЗНАЛ О СУНДУЧКЕ И ПРОСИЛ СЕРАФИМОВИЧА ДОДЕЛАТЬ «ТИХИЙ ДОН»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/06/18/td_mitrohina/
130. Игорь Шап. ИЗ КРЮКОВСКИХ МИКРОСЮЖЕТОВ: ПОБЕЛКА КУРЕНЯ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/06/24/td_pobelka/
131. Игорь Шап. ПРОГУЛКА С ГУЛЕБЩИКАМИ: ОПЫТ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/05/igor_shap_gulebcshiki/
132. Игорь Шап. «ГОЛОДНЫЙ, НЕБОСЬ, ЧАДУШКА». ЕЩЕ ОДИН УНИКАЛЬНЫЙ МАРКЕР ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/17/td_chadushka/
133. Игорь Шап. ОТ ПОРТРЕТА ДО КЛЕЁНКИ: генерал Скобелев в раннем рассказе Крюкова и в «Тихом Доне»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/19/td_skobelev/
134. Георгий Малахов. «ТИХИЙ ДОН». СОКРОВЕННАЯ ТАЙНА КАМЕННОГО ИДОЛА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/07/20/td_igol/
135. А. Чернов. ФЕДОР КРЮКОВ, ПАВЕЛ ДУДАКОВ, АЛЕКСАНДР ГОЛУБИНЦЕВ И ЭММАНУИЛ СЕМИЛЕТОВ – ДОНСКИЕ ПАРТИЗАНЫ НА БРИТАНСКОМ ФОТО ЛЕТА 1919 ГОДА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/05/krjurjv_i_partizany/
136. ФЕДОР КРЮКОВ – НИКОЛАЮ АСЕЕВУ: «…НА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ О НЕРАСКАЯННОМ ПРЕСТУПНИКЕ НАКАНУНЕ ТЮРЬМЫ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/08/krukov_foto_1909/
137. Фотографии Федора Крюкова с приемным сыном Петей и сестрой Марией Дмитриевной
https://wp.me/p2IpKD-3YU
138. Георгий МАЛАХОВ. «Черновики» Шолохова – копия крюковского протографа?
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/15/malahov_chernoviki_td/
139. Леонид Дода. МЕЛИХОВЫ И МЕЛЕХОВЫ НА ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/19/melehovy_na_dony/
140. А. Чернов. ЭХО «ТИХОГО ДОНА» В ТЮРЕМНОМ СНЕ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2019/08/20/td_rybalka/
141. Георгий Малахов. ПОВЕСТЬ О СОТНИКЕ КАЛМЫКОВЕ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/13/sotnik_kalmykov/
142. Игорь Шап. СЕКАЧ ПРОТИВ ШОЛОХОВА (текст продублирован на № 154)
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/19/sekach/
143. Леонид Бирюков. Летние фотографии хутора Хованского
https://nestoriana.wordpress.com/2019/09/26/foto_hovanskiy/
144. Георгий Малахов, Александр Безменников, Игорь Шап, Андрей Чернов. ПОЛЕВАЯ ЗАПИСЬ ФЕДОРА КРЮКОВА «У МЕНЯ ВОДИЛИСЬ ДЕНЬЖОНКИ…» И ЕЕ ЭХО В «ТИХОМ ДОНЕ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/10/08/fk_polevaya_zapis_u_menja_vodilis/
145. А. Чернов. МИКРОСЮЖЕТ: НОЧЕВКА ВО ДВОРЕ, БЛИЗ КОНЮШНИ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/10/09/td_noch_vo_dvore/
146. Андрей Чернов. ШУМ НА МАЙДАНЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2019/10/10/shum_na_maydane/
147. Игорь Шап. МАЛАЯ ПРОЗА ФЕДОРА КРЮКОВА И «ТИХИЙ ДОН»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/11/11/td_shap_malaya_proza/
148. Георгий Малахов. Сотник 19-го Донского полка Григорий Мелехов и редакторские ляпы в 6 и 7 частях «Тихого Дона»
https://nestoriana.wordpress.com/2020/01/02/19-polk-redaktura/
149. В. М. Шепелев. ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА. ЗАМЕТКИ О «ТИХОМ ДОНЕ». 1987–1988.
https://nestoriana.wordpress.com/2018/04/16/shepeltv_o_td/
150. А. Чернов. ПОКОС НА ПОГОСТЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/02/td_pogost_i_pokos/
151. Игорь Шап. КРЮКОВ И ЗАЩИТНИКИ ДОНА НА БРИТАНСКИХ ФОТОГРАФИЯХ 1919 г.
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/06/shap_britanskie_foto/
152. А. Чернов. БРАКОВАННЫЙ КОНЬ И ЛОПУХИ ПО-КРЮКОВСКИ. ПАРАЛЛЕЛИ К «ТИХОМУ ДОНУ» В ДЕПУТАТСКОЙ РЕЧИ И МАЛОЙ ПРОЗЕ ФЕДОРА КРЮКОВА
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/09/krjukov_v_dume/
153. Игорь Шап. Фёдор Крюков и редколлегия журнала «Русское Богатство». Атрибуция снимка
https://nestoriana.wordpress.com/2020/02/17/shap_krjuov_foto_1915_atribuciya/
154. Повтор, пост удален
155. А. Чернов. ОБ ОДНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ИДИОМЕ
https://wp.me/p2IpKD-4pt
156. Игорь Шап. ПРОЗА ФЁДОРА КРЮКОВА — «ТИХИЙ ДОН». НОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/06/igor_shap_parallel_gumno/
157. Игорь Шап. УНЕСЁННЫЕ «ТИХИМ ДОНОМ». Почему микросюжеты малой прозы Федора Крюкова продублированы в романе
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/09/shap_unesennye_td/
158. А. Чернов. Письмо из Орла
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/16/td_samarin/
159. А. Ю Чернов. Избранные параллели малой прозы Крюкова и «Тихого Дона»
https://nestoriana.wordpress.com/2020/04/17/td_i_fk_paralleli/
160. Игорь Шап. «ТИХИЙ ДОН»: КАЗУСЫ ШОЛОХОВСКОЙ ИМИТАЦИИ «ЧЕРНОВИКОВ» И «БЕЛОВИКОВ» РОМАНА
https://wp.me/p2IpKD-4wy
161. Леонид Бирюков. ЧИГОНАКИ ПРОТИВ ШОЛОХОВА. ОБ ОДНОЙ ЗНАКОВОЙ ОШИБКЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2020/07/09/birjukov_ageev_chigonaki/
162. А. Ю. Чернов. КЛЁКЛАЯ ЗЕМЛЯ ПУХОМ. ОБ ОДНОМ ПРОВАЛЕ МОЛОДОГО ЧЕКИСТА МИХАИЛА ШОЛОХОВА
https://wp.me/p2IpKD-4Iv
163. Георгий Малахов. НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ «ТИХОГО ДОНА» ПО ПУБЛИКАЦИИ… 1918 г. (!) https://nestoriana.wordpress.com/2021/01/04/malahov_td_v_1918/
164. Садин Бозиев. О НЕКОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. СЕРАФИМОВИЧА, Ф. Д. КРЮКОВА И М. А. ШОЛОХОВА
165. Леонид Бирюков. ТАТЬЯНА ПОНОМАРЕВА О «ТИХОМ ДОНЕ», КУРЕНЕ ПРЕДКОВ В ХУТОРЕ ХОВАНСКОМ И СВОМ РАССТРЕЛЯННОМ ПРАДЕДЕ ФЕДОРЕ ФОФИЛОВЕ
https://nestoriana.wordpress.com/2021/02/22/birukov_ponomariova_korshunovy/
166. Леонид Бирюков. У ИССОХШЕГО РОДНИКА НА ГЕТМАНСКОМ ШЛЯХЕ
https://wp.me/p2IpKD-4XP
167. Игорь Шап. ШОЛОХОВСКАЯ РУКОПИСЬ «ТИХОГО ДОНА» –
КОПИЯ ПРОТОГРАФА Ф. Д. КРЮКОВА. СКОПИРОВАНА ДАЖЕ АВТОРСКАЯ ПРАВКА ОРИГИНАЛА
168. Андрей Чернов. ЦИТАТЫ ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»И ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ У ФЕДОРА КРЮКОВА И В «ТИХОМ ДОНЕ»
169. Садин БОЗИЕВ. «ТИХИЙ ДОН» В СРАВНЕНИЯХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА РОМАНА. (Вторая книжка исследований автора на данную тему)
170. Игорь Шап. «Тихий Дон» Фёдора Крюкова «присыпан какой-то сволочью»
171. Игорь ШАП. ШОЛОХОВСКИЙ «ДНЕВНИК СТУДЕНТА» – ДИКТАНТ НА ТВЕРДУЮ ДВОЙКУ
172. АТРИБУЦИЯ АВТОРСКОГО ТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ «ТИХОГО ДОНА»
173.
174
175
Леонид Бирюков. АТАМАНЫ ХУТОРА ХОВАНСКОГО И ИХ ПОТОМКИ
176
Доказательство того, что шолоховские «черновики» романа – фальшивка
177. Игорь Шап. «Ветром надуло»
(ещё одна шолоховская кража из черновиков Крюкова)
https://wp.me/p2IpKD-5mK
178. Игорь Шап. Дневник казака-студента. Аналитика
179
Игорь Шап. ГЕНЕРАЛЫ В МАЛОЙ ПРОЗЕ ФЕДОРА КРЮКОВА И В «ТИХОМ ДОНЕ»
180
Андрей Чернов. «ТИХИЙ ДОН» И МАЛАЯ ПРОЗА КРЮКОВА. ВЗГЛЯД НА КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
181
А. Чернов. БРАТЬЯ АГЕЕВЫ, ГЕНЕРАЛ СИДОРИН И БРИТАНСКАЯ ВОЕННАЯ МИССИЯ В «ТИХОМ ДОНЕ»
182
Зеев Бар-Селла. О НАКАЗНЫХ АТАМАНАХ В «ТИХОМ ДОНЕ»
183
Зеев Бар-Селла. ПОХИЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛА
https://wp.me/p2IpKD-5r8
184
185
Зеев Бар-Селла. КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА
Статья отозвана автором на доработку
186
Лидия ВЕРЕШКОВА. ОРАНЖЕВАЯ ПАПКА. О черновиках Третьей книги «Тихого Дона», которые автор публикации считает подлинными.
187
Игорь ШАП. НЕТАЙНЫЕ ТАЙНЫ ШОЛОХОВСКИХ РУКОПИСЕЙ
188
Игорь ШАП. ВОЗВРАЩАЯСЬ КО СЛАВНОМУ ГОРОДУ ДА КО СТОЛЫПИНУ
189
190
191 Игорь Шап. Нобелевский плагиат. Заметки о методе Шолохова
192.
Юлия Сёмина. НЕ БЕЗ СМЫСЛА БЫ ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ, НЕ ДАТЬ СОВЕСТИ МОХОМ ОБРАСТИ. (Новое о литературной работе Ф. Д. Крюкова по материалам архива журнала «Русское Богатство»)
193. Андрей Чернов. Об идиостиле автора «Тихого Дона»
194. Андрей Чернов. Микротопография хутора Мелеховых в «Тихом Доне»
194. Игорь Шап. Вонючая русь Шолохова. Кража метафоры
. . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Публикуется впервые. PDF читать здесь:
https://wp.me/p2IpKD-4YS
…
Константин Каргин. ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ «БАХЧЕВНИК» И РАССКАЗ «ЗАБУРУННЫИ КРАЙ»
https://nestoriana.wordpress.com/2019/04/24/konstantin_kargin_dva_texta/
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
МИФ О ПИСАТЕЛЕ ШОЛОХОВЕ.
СЕАНС КРАСНОЙ МАГИИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЕЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ
(наблюдения и исследования)
Записка Степана Болотова, главы миллеровских наследников Дзержинского (осень 1928), – ценный документ для понимая самой технологии Мистификации века, взращивания чекистского мифа о гениальном советском писателе-самородке Михаиле Шолохове.
Перечитаем: «Роман «ТИХИЙ ДОН» будет состоять из 8 частей в трех томах, 3 части уже вышли давно отдельной книгой, следующие выйдут в самом непродолжительном времени, так как закончил уже 6 частей и подобрал материал для 7 части».
Три части романа – это первый его том. Согласно шолоховским пометам на «черновиках», Первая часть романа начата 15 ноября 1926 года, окончательно переработана к 28 марта 1927 и сдана в «Октябрь» вместо со Второй и Третьей осенью того же года. Итак, мы должны поверить, что за следующий неполный год Шолохов написал второй и третий том романа (в книжном варианте это 800 страниц типографского набора), да еще собрал материалы для Седьмой части. При этом часть Восьмая будет начата лишь через десять лет в декабре 1938 г. и появится в печати в 1940 г.
Однако в 1927-м, в десятую годовщину «Великого Октября» на банкете гостинице «Националь» Александр Серафимович представил иностранным гостям скромного юношу: «Друзья мои! Вот новый роман! Запомните название – „Тихий Дон“ и имя – Михаил Шолохов. Перед вами великий писатель земли русской, которого еще мало кто знает. Но запомните мое слово. Вскоре его имя услышит вся Россия, а через два-три года и весь мир!»
Евгений Гончаров, один из читателей этой моей рукописи, заметил:
«Серафимович не жалеет эпитетов представляя новый роман и нового автора. Смотрим на дату – 7 ноября 1927 года. Смотрим на каноническое описание истории публикации ТД. К этому моменту в природе не существует ничего, кроме трех первых частей будущего романа. В машинописном виде. Их только что прочёл Серафимович и решил печатать в своём «Октябре», несмотря на возражения в своей редколлегии. Аналогичная рукопись (машинописная) лежит в «Московском рабочем», принята, но там требуют 4-ю часть, как договаривались. А договорились на 8 частей. Автор так «запланировал».
Отклик Серафимовича, эта лексика означают только одно – он видел всю рукопись! Ту самую, большую, настоящую. Он знает, о чём и о ком он говорит с восторгом и уверенностью опытного писателя и издателя. Поднимите глаза, прочтите ещё раз. Сейчас это называется презентацией. Да ещё перед иностранцами.
7 ноября 27-го ни для кого, включая Шолохова, нет ничего кроме первых трёх частей романа. И только Серафимович знает масштаб того, что так или иначе будет опубликовано, если получится.
Можно считать, что своими восторгами он чуть было не провалил всю операцию, а можно считать, что выдал послание нам, потомкам, да современникам тоже. Публично это сделал, замечу».
Итак, первый том (первые три части, 370 книжных страниц) написаны за десять месяцев, в второй и третий (части 4, 5 и 6 – 750 страниц) еще за десять месяцев. При этом автор уже работает над 7 частью.
Вот рассказ Надежды Васильевны Реформатской. Шел 1929 год. Для какой-то работы она занялась чтением короленковского «Русского богатства», где в изобилии печатался Федор Крюков. В разгар споров о предполагаемом авторе «Тихого Дона» вдруг решила, что сделала открытие. Крюков – вот кто автор. И отправилась к писателям. Ее принял некто Мстиславский. Выслушал горячую речь молодого «открывателя» и повел к Фадееву. Тот тоже выслушал и предупреждающе сказал: «Не девичьего это ума дело». Но «открыватель» был молод, настойчив и горяч. Фадеев уступил: «Ну, коли так, пойдите к Серафимовичу. Это его дела. Вот пусть вам все и расскажет». Но Серафимовича на ту пору в Москве не было. А вскоре появилось то письмо. И тема эта исчезла из разговоров. Даже домашних.
Историк Рой Медведев пишет: «…Борис Горбатов неоднократно высказывал сомнения в авторстве Шолохова. Такие же сомнения высказывали писатели Д. Петров-Бирюк, Ал. Бибик и такой старейший русский писатель как Новиков-Прибой. Не слишком удачной была и первая встреча М. Шолохова с А. М. Горьким, организованная И. С. Шкапой. По свидетельству последнего, Горький был удивлен не только молодостью Шолохова, но и его явной ограниченностью и робостью. В беседе с Горьким Шолохов был застенчив, сконфужен и отвечал на вопросы Горького какими-то односложными, невыразительными фразами. «Странно, странно», – задумчиво говорил после этой встречи Горький своему тогдашнему помощнику Шкапе».
Д. С. Лихачев усомнился в авторстве Шолохова в тех же 20-х. Физик Никита Алексеевич Толстой рассказывал мне, что его отец А. Н. Толстой сбежал из Москвы, когда ему предложили возглавить комиссию по плагиату. А дома на вопрос «Кто все же написал «Тихий Дон?», отвечал одно: «Ну уж, конечно, не Мишка!»
Казачий писатель Дмитрий Петров-Бирюк (1900–1977) вспоминал, что после публикации первых частей романа в Ростовский обком партии, в газету «Молот» и лично к нему, редактору ростовского книзоиздательства, стали поступать письма от казаков, обвинявших Шолохова в плагиате. В некоторых из них утверждалось, что «Тихий Дон» написал Фёдор Крюков.
Вспоминает Зоя Борисовна Томашевская:
Началась война. Блокада. Январь 1942-го. Гостиница «Астория» превращена в стационар для умирающих от голода. В темном и холодном номере лежат шестеро – филологи Владимир Феофилович Боцяновский, Борис Михайлович Эйхенбаум, Борис Васильевич Казанский, Борис Викторович Томашевский и два художника – Дмитрий Исидорович Митрохин и Исаак Моисеевич Рабинович. Томашевский и Боцяновский лежат рядом. Я посещаю их каждый день и всегда застаю в тихой беседе. Через месяц Борис Викторович возвращается домой, где все мы живем в одной комнате в холоде, темноте и бездействии, и Борис Викторович без конца «развлекает» нас услышанным от Боцяновского. Главная тема – «Тихий Дон». Боцяновский рассказывает о своем институтском друге Федоре Дмитриевиче Крюкове, о переписке с ним в последние годы (Крюков умер в 20-м году), о жалобах его на опостылевшую ему военную жизнь, которую охотно сменил бы на письменный стол, о том, что полон романом, делом всей его жизни. (Письмо И. Н. Томашевской от 24 декабря 1972).
http://sholohov.lit-info.ru/sholohov/kritika-avtorstvo/stremya-tihogo-dona/posleslovie.htm
Александр Солженицын писал об изнасилованном и искалеченном Шолоховым гениальном романе. Александр Твардовский, Федор Абрамов считали вероятной версию заимствования Шолоховым чужих рукописей и материалов. Виктор Шкловский в день смерти Шолохова резюмировал: «Не мог он его написать». Академик Алексеев, близко наблюдавший Шолохова на заседаниях президиума АН СССР говорил своему ученику Александру Лаврову (сегодня тоже академику) теми же словами: «Да ничего этот написать не мог!». Согласно дневнику прозаика Марка Харитонова (запись от 23.2.71), титульному автору «Тихого Дона» отказывал в авторстве и Вениамин Каверин: «Ну, о Шолохове мы говорить не будем?.. Ясно, что это такое…»
6 декабря 2017 года я получил от Марка Харитонова такое письмо: «Сегодня я нашел у себя запись от 5.1.83. о разговоре с Вяч. Вс. Ивановым. Мы с ним много лет близко дружили, для меня он был Комой. Я упомянул Шолохова (недавно перечитывал первый том «Тихого Дона»). Цитирую дневник: «Кома теперь совершенно убежден, что тут плагиат, и похоже, что Крюков – наиболее подходящая фигура автора «Тихого Дона». Рассказывал много удивительных подробностей. (Шолохов заботился об уничтожении всех свидетельств и возможных живых свидетелей плагиата. После того, как родственники Крюкова в 1934 г. подали на Шолохова жалобу, их всех арестовали. Это объясняет, почему уже в 1934 г. он объявил о завершении 4-й книги «Тихого Дона», но опубликовал ее только в 1940 году – ждал, пока их не станет. И т. п. Страшный человек). Исследования норвежцев (по поручению шведов) о языке «Тихого Дона», где статистически доказывалось, что это все-таки язык Шолохова, Кома назвал жульничеством… Я вспоминаю, как год назад он говорил на ту же тему более осторожно. Теперь говорил категорически…»
(Факт прямого жульничества Хьетсо позднее был подтвержден математическим исследованием Алексея Неклюдова, оно опубликовано и есть в сети.)
Римма Шахмагонова, вдова Федора Федоровича Шахмагонова, многолетнего литературного секретаря Шолохова, призналась, что рукописи и вещи Федора Крюкова хранились на чердаке дома Шолоховых… А из докладной записки главы миллеровских чекистов Степана Болотова (1928 г.) стало ясно, что Мих. Шолохов был завербован в 1923-м на Дону и числился в штате сотрудников Экономического Отделения ОГПУ.
Исследователь Зеев Бар-Селла оказался прав в своем предположении: юный продинспектор из Букановской станицы, мелкий экономического уголовник с тремя классами образования, никогда ничего не писавший (ни до, ни после), был сначала запуган, а после нанят компетентными органами играть роль юного пролетарского классика и играл ее на протяжении полувека. Рукопись романа попала ему в руки через его тестя Петра Яковлевича Громославского, сопровождавшего Крюкова при отступлении казаков к Новороссийску.
Сохранились британское фото 1919 г., на котором Громославский в окружении полудюжины реальных героев «Тихого Дона» запечатлен рядом с Крюковым в Усть-Медведицкой станице и рассказ букановского казака Александра Чистоходова (со слов его деда-агронома, дружившего с Шолоховым) о том, как рукопись романа попала в руки плагиатора.)
Есть свидетельство Петра Навашина, пасынка Паустовского, о том, что Серафимовичу власть предлагала напечатать «Тихий Дон» под его фамилией.
Опубликовано письмо редактору «Нового русского слова», написанное в 1974 г. американским профессором Петром Маргушиным. В 1919 году он был ответственным секретарем «Донских ведомостей», и Крюков, редактировавший эту газету, поручил ему подбирать материалы для своего романа о Вешенском восстании.
Существует и письмо московского профессора Александра Ильского, наблюдавшего Шолохова в 1927-м в редакции «Роман-Газеты». («Тихий Дон» уже готовился к печати, но Шолохов выступал не в роли автора, а в роли некоего «посредника» между издательством и Серафимовичем.)
Есть ряд свидетельств о том, что Крюков с 1912 года писал роман о казачьей жизни. Эти сведения подтверждены анонимной публикацией 8 сентября 1917 года в газете «Вольный Дон» и воспоминаниями глазуновских родственников писателя. Ну а Борису Томашевском о том, что подлинный автор «Тихого Дона», в 1942-м году поведал умиравший от голода в блокадном Ленинграде филолог Владимир Боцяновский, институтский друг Федора Крюкова.
Знали об истинном авторе романа и сохранивший петроградский архив Крюкова металлург Николай Пудович Асеев, и его племянница Мария Акимовна Асеева, которая после смерти дяди берегла архив писателя, но, увы, не сумела уберечь его от вторжения в ее дом двух литературоведов в штатском. После того, как часть материалов была похищена, она, разделив архив на три части, передала его в Пушкинский Дом, Ленинскую библиотеку и Александру Солженицыну.
А типографскую «Памятную книжку» по Войску Донскому за 1908 год – с перечнем всех должностных лиц, указанием их имен и званий (в ней Крюков подчеркнул ряд фамилий и в их числе фамилию «Мелихов» – так, через «и») на время попросил ныне здравствующий казачий историк, госслужащий и предприниматель Петр Севостьянович Косов. Однако не вернул, объяснив, что и памятка у него «куда-то затерялись».
Эту историю рассказывает в своей книге о Крюкове таганрогская исследовательница Людмила Николаевна Малюкова. Замечательная книга Людмилы Николаевны Малюковой «И покатился с грохотом обвал…. Судьба и творчество Ф. Д. Крюкова» только что переиздана: М., «Флинта», 2019. Ее можно найти в книжных магазинах, или купить электронную версию в интернете.
Малюковой можно верить хотя бы потому, что спонсором первого издания был тот самый ростовский историк Петр Севостьянович Косов, большой друг Вешенского музея. Не знает Людмила Николаевна только еще об одном потерянном Косовым документе, пропажа которого более всего огорчила Марию Акимовну, – об открытке от Серафимовича (1911 г.), который спрашивал у Крюкова, как продвигается работа над его «большой вещью». Не знает она и о том, что старушка сначала пыталась найти управу на историка через парторганизация, а потом подала в суд, но тот не состоялся по причине кончины истца. Об этом когда-то рассказал исследователь «Тихого Дона» Андрей Макаров. (19 февраля 2019 года я дозвонился в Ростов до Петра Севостьяновича. Он подтвердил факт утраты «Памятки» и открытки. По его словам, книжку ему не вернул директор Аксайского музея, а открытка затерялась в журнала, где П. С. Косов предлагал опубликовать прозу Крюкова. Однако открытка была не от Серафимовича, а «от какой-то женщины». Текст ее он не помнит.)
После присуждения Шолохову Нобелевской премии КГБ устроило всесоюзную охоту за рукописями Крюкова. 26 октября 1973 года после внезапной смерти И. Н. Медведевой-Томашевской, написавшей разоблачающую Шолохова книгу «Стремя «Тихого Дона» (загадки романа)», в Гурзуфе исчез весь архив Ирины Николаевны. Но книга все-таки вышла (YMCA Press, 1974): незадолго до гибели Ирина Николаевна, чувствуя недоброе, передала незаконченную рукопись Солженицыну. А не так давно некий вешенский чекист хвастался в прессе, что в Ростове им был найден племянник писателя (сын Александра Дмитриевича Крюкова), отставной военный. И у него приобретен и отправлен на Лубянку чемоданчик с бумагами начала прошлого века. Как поведал шолоховед Ф. Ф. Кузнецов, никакого «Тихого Дона» в чемоданчике не оказалось, и крюковские рукописи были переданы в ИМЛИ.
«Сегодня в стане защитников Шолохова остались штатные шолоховеды ИМЛИ да еще Дм. Быков, который, впрочем, считает «Тихий Дон» сентиментальным сочинением, а ценит в романе лишь его «гениальную» Восьмую часть (фальшивку, сработанную бригадой литературных негров из перепевов первых частей романа).
* * *
Во времена большого террора Шолохов уже не будет стесняться и в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) будущий Нобелевский лауреат откроет товарищам по партии главный секрет своего творческого метода:
«В частях Красной Армии, под ее овеянными славой красными знаменами, будем бить врага так, как никто никогда его не бивал, и смею вас уверить, товарищи делегаты съезда, что полевых сумок бросать не будем – нам этот японский обычай, ну… не к лицу. Чужие сумки соберем… потому что в нашем литературном хозяйстве содержимое этих сумок впоследствии пригодится. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…»
О том, что сумка была не простая, а с романом знаменитого в начале века казачьего писателя, выступающий уточнять не стал.
Спасибо, было интересно почитать
Перевод имён главных героев романа совпадает с их характером. Например: Григорий-бодрый, Наталья-родная, Пётр-скала, Дарья-смелая, Пантелей — благородный, Прокофий-крепкий… Аксинья-чужая, но в начале рукописи у неё ещё имя Анисья-завершающая, причём происходит путаница двух имён. Не может ли быть, что уже вначале написания романа, уход этого персонажа был задуман как конец романа?
Извините, но не писать никак не получается. Вы писали, что у матери Крюкова были черкесские корни, теперь у отца. 1764 год, это предки Крюкова где-то в 5 поколении, значит пра… пра… бабушек и дедушек около 30 человек. Даже если в 1764 году предок был черкесс, почему они стали себя называть черкессами из-за 1/30 своей крови?
Потому, Татьяна, что, если люди живут на одном месте, родовые прозвища переходят с отца на сына, и с деда на правнука. Так и с фамилиями.
У казаков с глубокими «казачьими » корнями процент черкесской крови очень высок. Другое дело, далеко не все предки казаков были черкесами . На Дону множество Цыганковых, Калмыковых, Грековых других в сходном смысле. А было ещё больше кареглазых и черноволосых казаков ,которые четко не знали своего происхождения , например обрусевшие потомки народов ,названия которых встречаются только в исторической литературе. Черкесские войны всегда пользовались на Дону уважением и прозвище черкес было бы к месту в любом веке. Я имею дореволюционные фото нескольких своих родов. Теоретически по внешности три рода могли бы иметь прозвище черкес. А представителя одного моего рода по фотографии современные адыги четко признали за своего.