Древнерусские и другие новости от Андрея Чернова. Сайт создан 2 сентября 2012 г.
Осебергский корабль. 15 пар уключин. Постройка ок. 820 – до 834 г.
Музей драккаров, г. Осло.
Когда-то археолог Евгений Рябинин показал мне статью в одном археологическом сборнике (не свою). Там была таблица, анализирующая распределение находок из восточно-славянских курганов викингов: Гнёздово и еще два пункта помельче. И в каждом из трех мест в одном из пятнадцати курганов были найдены весовые гирьки.
Просто мистика какая-то….
Я рассказал своему сыну, десятикласснику Сашке. И он нас оборжал:
– Пап, ты в пионерах был?.. Допустим, известно, что в твоем классе тридцать пять человек, а сколько учеников в пионерском звене мы почему-то не знаем. Но каждого звеньевого на рукаве нашивка или значок, по-нынешнему – бейджик. Известно, что пионервожатая выдала на класс семь нашивок. Можешь определить, сколько учеников в пионерском звене?..
Позор на наши седые головы… И на рябининскую, и на мою…
Мы же знали, что большие скандинавские драккары в тридцать пять пар весел (плюс капитан, пара помощников и пара рулевых) не могли пройти по Волхову ниже Старой Ладоги. Через пороги их было не перетащить. Поэтому драккары оставались зимовать в гавани Старой Ладоги, а экипаж каждого пересаживался на ладьи-носады (они же моноксили, то есть однодревки с надставленными бортами).
Но Саша объяснил: на каждой ладье был человек с весами (и гирьками!) для взвешивания серебряной монеты. Если весовые гирьки всюду находят в одном из пятнадцати курганов, значит, ладья вмещала 15 воинов и имела семь пар весел.
Так и ходили на Царьград.
PS от 30 июня 2020.
Вчера обнаружил в сети викингскую монетку, недавно найденную археологами в датском Хедедю.
Хедебю – родина Рёрика Ютландского, торговый город, который потерял, когда был изгнан из Дании, но вернул себе в 857 г., за несколько лет до своего броска в Ладогу.
Статья про Хедебю здесь:
Дело в том, что Хедебю находится не у Балтийского моря, а в тридцати километрах от него, и к морю можно попасть только по широкой, но не глубокой реке. Это если идти на восток. А если на запад, то, перетащив ладьи посуху к другой реке, попадешь в Северное море. Ни по одной, ни по другой реке тяжелые драккары не пройдут. Значит, в Хедебю надо плыть на ладьях. Именно на таких, которые выгравированы на монетке из Хедебю.
Пересчитал щиты на правом, повернутом к нам борту. Их семь (по числу гребцов с этого борта). Значит, всего гребцов четырнадцать. Плюс кормщик.
Десятиклассник Саня оказался прав.
Серебряная монетка из Хебедю
На аверсе погребальная ладья с подобранными парусами и отсутствующим кормовым веслом. Круглые щиты на борту объяты пламенем. (Это заметил петербургский художник Юлий Рыбаков.) Горит и борт ладьи: изображенные вертикальными точками язычки огня вырываются к небу на носу и на корме.
Под ладьёй плывущая вверх брюхом снулая рыба.
Даты нет, и есть соблазн предположить, что ее могли отпечатать на принадлежащем Рёрику Монетном дворе в голландском Дорестаде или Хедебю. Но монетка не IX, а, X или даже XI века. Это следует из того, что на реверсе ладожско-скандинавский сюжет из 912 года. В этой драме лишь три персонажа: старик (его лицо удлиняет клиноподобная борода) – конь – змея в атакующей позе. Однако человек ее не видит, ведь он занят конем, точнее – воспоминанием о любимом коне. Плотная смертная сень над головой коня, перекрывая сектор обзора, отделяет его от змеи.
…так я полагал, пока, просматривая древнеримские монеты из Галии, не обнаружил параллель к скандинавской монете с сюжетом гибели Вещего Олега. И была эта параллель лет на тысячу старше. Изображенная над конем плотная завеса, это, скорее всего, – ритуальная распашка площадки под сопку. Такие борозды металлического рала на материке археолог Сергей Кузьмин лет двадцать назад показывал мне на Волхове, в Дубовиках. Именно так выглядело основание раскопанной Кузьминым сопки на правом волховском берегу. (Черные полосы на рыжеватом грунте были видны до первого дождя.) Смертной сеткой резчик и украсил Олегову монеты. Что имел в виду античный мастер, я не знаю. На его монете борозды тоже наложены в виде сетки, отличие лишь в том, что здесь пашня засеяна.
Вот эта сень над коником на реверсе древнеримской золотой монетки из Галии:
.
В сагах человека зовут Орвар-Одд, он правит в Альдейгии (Ладоге), а в русском дописьменном предании это гибнущий в Ладоге от змеи и коня Вещий Олег. (Кстати, ученые согласны, что русский вариант по отношению к скандинавскому первичен.)
Почему это именно про Олега? Потому, что на монете под ногами коня геометризованный до трех равносторонних треугольников, поверженный долу рогами вниз геральдический знак. Это что-то среднее между двузубцем Рюрика и Рюкиковичей (до Владимира, у которого гербовым знаком был трезубец) и трискелионом. Но трискелион свастикообразен, он раскручивается вокруг своего центра, а тут три треугольника, как три наконечника стрелы, устремлены в точку центра.
То есть это не двузубец и не трискелион, а другая, хотя и графически родственная эмблема.
Сравним с двузубцем Олега Святославича, второго сына Святослава Игоревича (граффити на монете 910/911 г.; См. С. В. Белецкий. Древнейшая геральдика Руси. / Повесть временных лет. СПб., 2012. С. 435).
Двузубец Олега Святославича, второго сына Святослава Игоревича, и предполагаемая эмблема Вещего Олега.
Объясним, почему перед нами конь. а не олень с ветвистыми рогами. Рога не были бы изображены при помощи квадратной сетки (такой, какой обозначены круп кон, тело рыбы и паруса). Позднейшие резчики викингских монет, подражающих этой монете, восприняли штриховку как оленьи рога, а на оригинале это непроницаемая завеса, отделяющая настоящее от будущего. Завеса эта нужна, чтобы передать мысль о недоступности человеческому зрению всего, что будет: змея уже готова к броску, но герой, печалующийся о любимом коне, ее не видит.
* * *
Поищем в нумизматическом наследии викингов параллели к монетке Вещего Олега. Их несколько. Но сначала та, чей аверс мог стать архетипом для нашей монеты (реверс, увы не опубликован). Это серебряная денежка из Музея викингов в Роскилле, первой столицы Дании, предположительно, отпечатана в Хедебю ок. 825 г.
А вот из других собраний:
Есть и другие, найденные неким поисковиком в датском болоте близ Рибе.
Но приглядимся, на этих монетках конь превратился в оленя, а змея то ли в длинный, закрученный спиралью язык оленя, то ли в подобное лиане гибкое растение, которым олень лакомится.
И тут много:
https://auction.violity.com/ru/new/1485-ladi-i-oleni-v-danii-obnaruzheny-redkie-serebryanye-monety
И тут одна:
https://www.vikingeskibsmuseet.dk/en/visit-the-museum/exhibitions/previous-exhibitions/the-world-in-the-viking-age-2014/about-the-exhibition
Предполагают, что отпечатаны в Хедебю ок 825 г. Но датировка, как я понимаю, с потолка. Просто потому, что Гутфред перевел купцов из разрушенного им города Рерика в Хедедю.
Монеты с оленем и змеей могли предшествовать Олегову сюжету на такой же монете, и тогда на монетке из Хедебю олений сюжет переосмыслен как Олегов. И треугольный трилистник (мотив традиционный для викингов) превратился в княжеских двузубец. Нечто подобное Сергей Белецкий обнаружил на граффити на монете 910/911 гг.(!!) и атрибуировал как знак Олега (!!! Бывают же такие случайные совпадения!). Но не Вещего, а Олега Святославича, второго сына Святослава Игоревича. (При этом не я ему подсказал, а он сам вспомнил эту параллель.)
Но думаю, что всё как раз наоборот. Монетка из Хедебю исходная. Там каждая деталь говорящая, каждая в сюжете на своем месте. А другие подобные монеты (из датского болота) просто формальные подражания резчиков, не знающих сюжета саги про Орвара-Одда. А если и знающих, то не узнавших его на исходной монете. Чеканы изнашивались быстро, их приходилось перерезать вновь и вновь. А поколения менялись… И конь превратился в оленя, голова Орвара/Олега в солнце, геометризованный двузубец в геометрический трилистник. И змей на этих монетках почему-то целуется с оленем. А на аверсе на ладье девять щитов (не семь! Это важно, см. ссылку), рыба из мертвой, плывущей вверх брюхом, стала и на рыбу не похожа, полена поленом. То есть то, что они датируют первой четвертью IX века, скорее всего, поздний X или даже XI.
Что ж, подождем, когда отыщется еще хотя бы один геометризованный двузубец, так или иначе связанный с Вещим Олегом.
* * *
Наша дружба с Женей Рябининым началась в той же Ладоге в середине 90-х. Так случилось, что мы вместе шли в музей на какое-то осеннее празднование, и я на отвале А. Н. Кирпичникова поднял странную металлическую четырнадцатигранную «бусину».
Это была арабская весовая гирька. Первая весовая гирька X века, обнаруженная не в поле ладожской сопки, а на поселении. Разумеется, в тот же вечер она была передана хранительнице музейных фондов Зое Дмитриевне Бессарабовой.
Сегодня, четверть века спустя, когда нет уже ни Зои Дмитриевны, ни Евгения Александровича, находкой монетки из Хедебю этот мой сюжет с ладожскими разновесами завершен. Моему сыну Сашке, без которого в 1997 г. возвращение археолога Евгения Рябинина в Ладогу не состоялась бы, обо всем вышеизложенном я сообщил.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
.
«9. О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь
.
[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзаниныи прочие Славинии — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство… снаряжают их…»
.
Константин Багрянородный. Об управлении империей.
http://www.vostlit.info/T…/rus11/Konst_Bagr_2/frametext9.htm