несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

ЕФРОСИН БЕЛОЗЕРСКИЙ КАК РЕДАКТОР И ПЕРЕПИСЧИК «ЗАДОЩИНЫ»

В комментариях к изданию «Слова» (2010. с. 243) мне случилось писать о Ефросиновом списке «Задонщины»: «Описка (перенесение слога «го» на строку выше) «вѣщаго го (!) Бояна в городѣ Киевѣ гораздо<го> (!) гудца» показывает, что копируется чужой текст».

В рукописи это выглядит так:
Задонщина 123 об го го

КБ-9 Л. 123 об.

То есть лишнее «го» во второй строке («вѣщаго гоБояна») «компенсировано» отсутствием того же слога в третьей: «гораздо(го) гоудца». Такое может быть только при механическом копировании.

Укреплю свое предположение, видимо, мало кем услышанное, еще одним примером.

Ефросиновский список «Задонщины» начинается в КБ-9 (л.123) с киноварного указания на авторство. Этот «предзаголовок» выглядит так: «Писание Софониа старца рязанца. Благослови Отче»

Ниже строкой заголовок: «Задонщина великого князя господина Димитрия Ивановича и брата его князя Володимера Ондреевича».

Далее безо всяких пояснений (кто говорит? когда и где?) следует прямая речь: «Поидемь, брате, в полуночную страну жребий Афетов у сына Ноева, от него же родися Русь преславная…» (л. 123 об.).

Понятно, что текст был сокращен. Кроме того, «Русь преславная», – это, надо думать, некорректное прочтение написанного под титлой сокращения «Русь пр(аво)славная» (с пропуском трех букв и вынесением «с» в межстрочный интервал). Оборот «за православноую вѣроу» находим в последних строках Ефросинова списка: «…покладоша головы свои оу быстрого Доноу за Русскоую землю, за святыя церкви, за православноую веру з дивными оудалци, с моужескыми сыны» (л. 129 об.)

На еще один пропуск (пропуск при переписывании и сокращении чужого текста!) указывают строки «от тои рати (от какой? – А. Ч.) до Мамаева побоища…» (л. 124). В оригинале,  который переписывает Ефросин, здесь следует указание на число лет от Калки. Оно известно по другим, более поздним и принадлежащим не Ефросину спискам «Задонщины».

Фраза «Стоятъ межю Дономь и Днѣпромь на рицѣ на Чечѣ» (то есть Мече, которая вместе с Доном и Непрядвой образует треугольник Куликова поля) оказалась роковой (л. 125). И под пером книгописца Днепр (а на самом-то деле Непрядва!) вскоре превратится в некий «Нѣпр»:

«Уже бо всташа силнии вѣтри с моря, прилелѣяша тоучю великоу на оусть Нѣпра, на роусскоую землю… Быти стоукоу и громоу великоу межю Дономь и Нѣпромь» (л. 126 об).

Но где Куликово поле, а где Черное море, в которое впадает устье Днепра?

Читаем дальше: «…на полѣ коуликовѣ на рѣчкѣ непряднѣ» (л. 129).

Последнее слово не описка, а интерпретация. Ефросин не знает речки Непрядвы и понимает так, что речка эта «непрядная».

Правильное написание «за Дономь на оусть Непрядвы» находим только в следующих непосредственно за текстом «Задонщины» хронологических выписках, начинающихся с нового листа и добавленных, вероятно, существенно позже (л. 130).

Если кто-то хочет увидеть, как и каким почерком был написан попавший в руки графа А. И. Мусина-Пушкина список «Слова о полку», милости прошу сюда. Цитаты из «Слова» занимают около половины текста Ефросиновой «Задонщины». И переписано «Слово» было, как показал А.Г.Бобров, той же рукой Кирилло-Белозерского священноинока.
Подробности тут:
http://www.novayagazeta.ru/arts/65831.html

ФАКСИМИЛЕ РУКОПИСИ «ЗАДОНЩИНЫ» ЕФРОСИНА БЕЛОЗЕРСКОГО В ЕГО СБОРНИКЕ КБ-9:

http://expositions.nlr.ru/EfrosinManuscripts/_Project/page_Manuscripts.php?izo=16C27D81-B8C3-407D-8062-61F188FA1E89

123 КБ9 Начало ЗадонщиныЛ. 123 (справа)
……….

124 ЗадонщинаЛ. 123 об. и 124
……….

125 Задонщина Л. 124 об. и 125
……….

126 Задонщина Л. 125 об. и 126
……….

127 Задонщина Л. 126 об. и 127
……….

128 Задонщина Л. 127 об. и 128
……….

129 Задонщина Л. 128 об. и 129
……….

130 Задонщина Л. 129 об. и 130
……….

131 Задонщина приложение Л. 130 об. и 131
……….

Сердечная благодарность питерской Публичке (ныне Российской Национальной библиотеке). Это она выложила в сеть шесть сборников Ефросина Белозерского.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 26.10.2014 by in Ефросин Белозерский, Слово о полку Игореве.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: