несториана/nestoriana

Древнерусские и другие новости от Андрея Чернова. Сайт создан 2 сентября 2012 г.

Саймон Купленд (Кембриджский университет). ИЗ БРАКОНЬЕРОВ В ЛЕСНИКИ: СКАНДИНАВСКИЕ КОНУНГИ И КАРОЛИНГСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. Перевод Олега Губарева

Читать в PDF:

Олег Губарев. Перевод статьи Саймона Купленда о Рёрике 19-01-2024


О ЛАДОЖСКОЙ РУСИ, ФРИЗСКОЙ РУСТРИИ И ОДНОЙ НЕТОЧНОСТИ В ПЕРЕВОДАХ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Нижеследующий текст – не только отклик на статью Саймона Купленда, но и реплика на публикацию: Вилкул Т. Л., Николаев С. Л. Русь в перечнях народов «Повести временных лет» и вне их // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. С. 138–160.)

Михаил Ломоносов считал пруссов славянским племенем. Увы, народная этимология (прусский = русский) подчас подставляет ножку и современным лингвистам. Это происходит в тех случаях, когда, ориентируясь на языковые законы, они забывают, что народная этимология о таковых просто не знает: ей достаточно отдаленного созвучия. Однако народно-этимологические сближения могут быть не только занимательны, но и весьма информативны.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННХ ЛЕТ О ДВЕНАДЦАТИ НЕСЛАВЯНСКИХ НАРОДАХ ЕВРОПЫ, ЖИВУЩИХ НА МОРСКОМ ПУТИ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

В полемику с двумя глубокоуважаемыми авторам, Т. Л. Вилкул и С. Л. Николаевым, пришедшими к выводу о том, что древнерусский летописец механически свел воедино разные списки европейских народов. Однако анализ текста показывает, что для автора ПВЛ существовали две Руси: одна в Приладожье, другая «за морем», между готландцами и англянами (cо второй половины V в. жившими на Британских островах).  В тексте объединены (но отнюдь не механически!) два перечня древних европейских народов.

В ПВЛ отдельным списком дан перечень варягов (собирательное для неславянских народов Балтики), и прочих иноязычных народов Европы. В первой части перечня названы только те, кто живет на прибрежных территориях. Сделано это так, будто мы плывем по Балтике с востока на запад – с выходом в Атлантический океан. Последними на этом отрезке пути названы галичане, обитавшие на Пиренейском полуострове. А затем следует заход в Средиземное море, и здесь автор перечисляет сумму не континентальных европейских народов распавшейся в IX веке Священной Римской империи. При этом географическая последовательность не сохраняется:

Афетово же колѣно и то Варѧзи . Свеи . Оурманє . Готѣ . Русь . Аглѧнѣ . Галичанѣ . // Волохове . Римлѧнѣ . Нѣмци . Корлѧзи . Венедици . Фрѧговѣ . и прочии присѣдѧтьот запада къ полуденью…

1. Шведы

2. Норманны

3. Готы (гонландцы)

4. Русь (даны и рустри, то есть северо-восточные фрисландцы, правителем которых в середине IX в. был дан Рёрик Ютландский)

5. Англы (переселенцы из Ютландии на острова Британии).

6. Галичане (жители Галисии, северо-западной Испании и Португалии; gallegos – романская этническая группа)9. Немцы (часть Священной римской империи)

Далее в свободном порядке перечислены части Священной Римской империи, разделенной в 843 г. внуками Карла Великого на Германию, Италию и Францию

7. Влахи (кельтские романизированные народы; предки румын; от герм. *walhos – назв. кельтского народа вольков, упоминающегося у Цезаря как Volcae). Некогда валахи вытеснили славян с Дуная, потому второй список начинается с них

8. Римляне (все народы распавшейся Священной римской империи)9. Немцы (часть Священной римской империи)

10. Корлязи (каролинги, часть Священной римской империи, французы)

11. Венедицы (не славяне-венеды, а венецианцы)

12. Фрягове (искажённое «франк», выходцы из Южной Европы романского происхождения, итальянцы).

Перечень славянских и прочих народов, не связанных с путем из Варяг в Греки, дан отдельно.

Ипатьевская летопись о призвании варягов:

В лѣто . ҂s҃ . т҃ . о҃ [6370 (862)] И изгнаша Варѧгы за море . и не даша имъ дани . и почаша сами в собѣ володѣти . и не бѣ в нихъ правды . и въста родъ на род ̑ . и быша оусобицѣ в них̑ . и воєвати сами на сѧ почаша . и ркоша  поищемъ сами в собѣ кнѧзѧ . иже бы володѣлъ нами и рѧдилъ . по рѧду по праву . идоша за море к Варѧгом ̑. к Руси . сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє . друзии же Оурмани . Аньглѧне . инѣи и Готе. ТАКО И СИ РКОША РУСЬ . ЧЮДЬ. СЛОВЕНѢ . КРИВИЧИ . И ВСѦ (т. е. племя весь – А. Ч.): землѧ наша велика . и ѡбилна . а нарѧда въ неи нѣтъ . да поидете кнѧжит̑ и володѣть нами . и изъбрашасѧ . триє брата. с роды своими . и поӕша по собѣ всю Русь . и придоша къ Словѣномъ пѣрвѣє . и срубиша город ̑ Ладогу. и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ. . а другии Синєоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ . и ѿ тѣхъ Варѧгъ . прозвасѧ Рускаӕ землѧ…

О. В. Творогов правит: Ркоша руси… Но в Ипатьевской не так: «И сказали русь, чудь, словене, кривичьи и [весь]…» Так и в Лаврентьевской летописи: «Реша русь, чюдь, словени, и кривичи, вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ…» (л. 7). В другом месте Ипатьевском списке с руси (местных скандинавов) начинается список иноязычных восточно-европейских народов: «Въ Афетовї же части сѣдить Русь . Чюдь . и вси ӕзыцѣ Мерѧ Муром . Мордва . Заволочьскаӕ Чюдь…»
Ипатьевская летопись: «Тако и си ркоша русь . чюдь. словенѣ . кривичи . и всѧ (т. е. весь – А. Ч.): землѧ наша велика . и ѡбилна…»

Летописец отличает местную русь от изгнанных за море находников (очевидно, свеев). Так и в Лаврентьевской летописи: «Реша русь, чюдь, словени, и кривичи, вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ…» Так и в Троицкой летописи. И только в Радзивиловской и в Московской летописи именительный падеж заменен дательным.

Речь о той континентальной скандинавской руси, с которой в 753 г. начиналась Ладога Дату – 753 г. – установил по дендрохронологии Евгений Рябинин. Такой результат дали мостки Земляного городища. Е. А. Рябинин атрибуировал первых ладожских и их кузнечно-ювелирную мастерскую (с фигуркой бронзового Одина) как переселенцев с Готланда. Но и после изгнания находников и прихода Рёрика в Ладоге жили и скандинавы, и славяне, что доказано раскопками Валерия Петренко на Варяжской улице.

Лихачев и Творогов переводили Повесть временных лет до открытий Е. А. Рябинина, и потому исправили «реша русь» и «ркоша русь» на «реша руси» и «ркоша руси». Однако «реша руси» – грамматический нонсенс.

Замечу, что в последний год своей жизни Д. С. Лихачав, высоко оценив значение ладожских и любшанских открытий Рябинина, просил не докапывать Любшу до конца, поскольку «следующие поколения будут копать лучше нас». И подытожил: «Даже страшно, как конец смыкается с началом».

Так «русь» или «руси»? Именительный падеж, или дательный? Ответ в других строках ПВЛ. По Ипатьевскому списку именно с руси (местных скандинавов) начинается перечисление иноязычных восточно-европейских народов: «Въ Афетовї же части сѣдить Русь . Чюдь . и вси ӕзыцѣ Мерѧ Муром . Мордва . Заволочьскаӕ Чюдь…»

И эта последовательность (но с добавлением словен и кривичей) повторена в списке племен, приглашающих Рёрика на княжение: «РКОША РУСЬ . ЧЮДЬ. СЛОВЕНѢ . КРИВИЧИ . И ВСѦ…»

Др.-фриз. Rustri – древнефризский гау, из которых в средневековое время состоял нынешний регион Восточная Фрисландия. Похоже, что народно-этимологическое осмысление Rustri как Rus-tri и породило легенду о трех братьях-варягов. (Тем более, что это легло на фольклорную матрицу: первыми князьями в Киеве также были три брата – Кий, Щек и Хорив.)

«Руссы первоначально были Рустринги — сие становится весьма вероподобным… […] Рустрингия должна быть признана подлинным отечеством Рюрика и его братьев» – этот вывод сделал в начале XIX века бельгийский пастор Герман Фридрих Голлманн в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его // Исторический опыт». М., 1819. С. 45, 54).

Справедливость этого умозаключения подтверждается текстом Повести временных лет: говоря о расселении народов по берегам Балтики, автор Повести временных лет локализует «русь» после «готов» (жителями острова Готланд) и перед «агнянами» (англами, до VI века жившими в Ютландии, но переселившимися на Британские острова).

При этом в списке отсутствуют даны и фризы. На их месте локализована некая «русь». Так и в одном из списков одного из источников летописи – еврейском хронографе X в. «Иосиппоне» – сказано: «Мешех – это Саксани. Тирас – это Руси. Саксани и Энглеси живут на великом море» (речь, очевидно, о Британских островах и Северном море).

Ряд Саксани (саксы) – Руси (Русь) – Энглеси (англы) не оставляет сомнений в североевропейской локализации упоминаемых в этой версии народов, хотя далее в «Иосиппоне» приводится и вторая, восточноевропейская локализация народа «русь». Говорится о еще одной «руси», только не ладожской, а уже киевской: «Руси живут на реке Кива, впадающей в море Гурган», т. е. Каспийское море. (Беляев 1929: 249; Петрухин 1995: 26–35).

Свидетельство о том, что известное с VII века др-фризское племя Rustri жило рядом с англами и саксами, подтверждается Анналами франкских королей (Hriustri), хронистом XII в. Гельмольдом, автором «Славянской хроники» (Chronicon Slavorum): «фризы, которые называются Rustri».

Приморскую провинцию Rüstringen на картах XVII в. мы находим в Восточной Фрисландии. Сегодня это на границе Германии с Нидерландами.

И поскольку в географическом перечне ПВЛ «русь» поставлена летописцем между готами и англянами, значит, отсюда и пришел Рёрик Ютландский.

Итак, согласно Повести временных лет существовало две руси. Она жила на востоке близ Ладоги и Ильменя, другая на западном берегу Балтийского моря. В первой половине 860-х после изгнания из Приладожья находников-оккупантов (видимо, свеев) началась братоубийственная смута. Желая покончить с гражданской войной, ладожская русь (местные, континентальные скандинавы)в союзе со славянскими и финскими племенами призывает на княжение Рёрика, правившего в землях рустрингов. И он приходит в Ладогу «во всей русью», то есть со своей датско-фризской дружиной.

Ипать., Лавр., и Радз. сохраняют написание протографа XII века. Подтверждение этого – конструкция «реша русь», а также совпадение со списком восточно-европейских иноязычных (и при том континентальных) народов, который также начинается с руси, той самой, что жила в Ладоге с середины VIII века и участвовала в призвании Рёрика. 

Нестор добавляет в ПВЛ Ладогу и Рюрика только после того, как в 1114 г. сам из Киева отправился в Ладогу и Новгород, чтобы ответить на им же сформулированный вопрос «Откуда есть пошла Русская земля и кто в ней сначала начал править». Отправляется на юбилейный мероприятия 250-летия Новгорода, на закладку Мстиславом новых стен, на возведение посадником Павлом крепости на приспе в Ладоге. Там он узнает про Рёрика и его приглашение в Ладогу.

«БАВАРСКИЙ ГЕОГРАФ» О ФРИЗСКОЙ РУСИ

«Баварский Географ» – восточнофранкская таблица племён и народов, населявших в IX веке области восточнее Франкского королевства. Это латинский, в котором многие этнонимы изрядно искажены.

В этом тексте перечислены более пяти десятков европейских народов, живших севернее Дуная, и не входящие ни в земли франков, ни в Византийскую империю. Текст составлен из путевых списков торговых путей. По палеографии рукопись «Баварского географа» относят ко второму десятилетия IX века.

Считается, что в списке отсутствуют даны и фризы.

Однако: 41 Ruzzi (Руссы); 42 Forsderen Liudi (Лесные Люди); 43 Fresiti (Фризы)

Термин «liudi» (Nordleudi, Nordliudi) встречается во франкских анналах применительно к саксам. Этнонимом Nordleudi в 798 и 799 годах во франкских анналах именуются жившие к северу от Эльбы нордальбингские саксы.

Этому фрагменту списка предшествуют Caziri (Кациры, № 40), которых принимают за хазар. И тогда «Лесных людей» трактуют как кривичей, а Русь как Киевскую Русь. Но хазары и фризы никогда не жили на северо-западе Европы.

ДВА ПРИМЕЧАНИЯ К ОДНОМУ ФРАГМЕНТУ БАВАРСКОГО ГЕОГРАФА

…Caziri; Ruzzi; Forsderen Liudi; Fresiti…

А. В. Назаренко пишет, что «Ruzzi» было типичным древневерхнегерманским обозначением русов. (Назаренко А. В. Об имени «русь» в немецких источниках IX – XI вв.//Вопросы языкознания. 1980. № 5. С. 46–57).

Мнение Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина: «Последний комплекс ранних, IX в., источников – это немецкие памятники: Баварский географ и дарственная грамота Людовика Немецкого Алтайхскому монастырю (863 г.). Засвидетельствованные в них этноним ruzzi и хороним Ruzaramarcha отличаются от византийских форм фономорфологическим обликом и, очевидно, восходят к иной традиции. Использование в них корневого -u- дает основание связать их с др.-русск. «русь». Но локализация ruzzi Баварского географа, которых обычно помещают в Среднем Поднепровье, неясна: данный источник состоит из перечня «народов» (племен), и единственным подтверждением этой локализации является упоминание рядом с ними хазар (caziri). Более того, неясно (как бы ни интерпретировать эту часть перечня), почему хазары названы в нем перед, а не после ruzzi, если последние находятся в Поднепровье — ведь точкой отсчета в любом случае является Бавария?» (Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Название «русь» в этнокультурной истории древнерусского государства (IX-X вв.) // Вопросы истории. – 1989. № 8. C. 24–38). http://ulfdalir.ru/literature/735/1962

Андрей Чернов

1 comments on “Саймон Купленд (Кембриджский университет). ИЗ БРАКОНЬЕРОВ В ЛЕСНИКИ: СКАНДИНАВСКИЕ КОНУНГИ И КАРОЛИНГСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. Перевод Олега Губарева

  1. Oleg Genkin
    20.01.2024

    «харалужно» ))

Оставьте комментарий

Information

This entry was posted on 18.01.2024 by in Рюрик и Рёрик, Старая Ладога.

Навигация

Рубрики