несториана/nestoriana

Древнерусские и другие новости от Андрея Чернова. Сайт создан 2 сентября 2012 г.

ВИРТУАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЗАВЕНА АРШАКУНИ (1932–2012)

1997. Завен на лестнице Мраморного дворца. Фото Андрея «Вилли» Усова

С бору по сосенке, из сети по нитке составляю виртуальную галерею Завена. Конечно, мог бы сделать это и раньше. Да не додумался.

Лет сорок назад от одного представителя запрещенной в СССР науки социологии, я услышал, чем слава отличается от популярности. Оказывается, – признанием в узком кругу профессионалов.

«Завен – это гимн живописи» – сказал в Манеже один замечательный питерский художник. Новости в этом заявлении не было. Коллеги не вчера окрестили Завена «царем живописи» и «Окуджавой в изобразительном искусстве». (Почему не Ленноном, не Луи Армстронгом или Дюком Эллингтоном, – не знаю.) Когда в девяностом я впервые попал в его мастерскую, то подумал что-то вроде «боже, какой колорист!». А когда следующей ночью его картины стали сниться, то «боже, какой философ!» И тогда же для себя сформулировал, что настоящее искусство – это всегда способ сворачивания пространства. (Может быть, поэтому оно, даже самое радостное, – столь трагично.)

Зимняя прогулка. 2004

Сегодня его работы в десятках крупнейших музеях мира. Что же его имя не гремит на всех перекрестках?..

Сам спросил – сам отвечу. Человечество научилось адекватно тиражировать текст (и даже голос!) раньше, чем цвет. Живопись была не по зубам самиздату. А потому о радостной, светлой, запредельной в космической своей мощи живописи Завена (то детской до условности, то до зримой осязательности чувственной) знает лишь тот, кто вкусил ее в подлиннике.

Живопись, она, как и поэзия, на язык инородного материала непереводима. Альбомы (пусть и в Финляндии напечатанные), как и, увы, интернет, дают лишь относительное представление.

Он никогда не писал с натуры. На пленере делал наброски карандашиком в блокнот. Краски брал в руки только в мастерской.

Какой он был человек? Тихий. Легкий. Дружелюбный. Я наблюдал, как был поражен буксирчиками из его детской книжки Дмитрий Сергеевич Лихачев, видел, как, едва познакомившись, буквально вцепились друг в друга – не оттащить! – Завен и Валентин Дмитриевич Берестов, а еще Завен и Михаил Яснов, а еще Завен и Андрей Донатович Синявский.

В декабре 1972 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета Борис Эйфман ставил балет Арама Хачатуряна «Гаяне». Художником-постановщиком был Завен.

Рассказывают так: когда перед премьерой в театр приехал Хачатурян, Завен заканчил монтировать декорации. Было ему не до композитора. Да и в лицо он его не знал. Хачатурян внимательно осмотрел задник, спросил:

– МасИс? (Это Арарат по-армянски.)

Вечер. 1983

– МасИс, – согласился Завен.

– Почему вершина одна?

– А ты сбоку посмотри!

Хачатурян пошел смотреть. Вернулся, подошел к художнику:

– Шютник, да?..

Царственный, как и положено отпрыску рода Аршакидов, чудом выжившему в России XX века. Очень армянский (по отцу, чья могила неизвестна, погиб в ополчении на Пулковских высотах). Очень русский (по маме, нашедшей упокоение в блокадном рву за Смоленским кладбищем; там, рядышком с Ксенией Петербургской, теперь лег и Завен).

Как он пил? Вкусно. Как будто век, а не один лишь год, сразу после войны, прожил на Кавказе. Я рылся сейчас в своих бумагах и наткнулся на такую запись:

Хусим, Хулия и Ахуля – три приятеля Завена. Его жена Нина утверждает, что если во время застолья приходит эта троица, то есть, если Завен Петросович за столом начинает поминать этих славных ребят, то пора мужа тащить домой. (– Завешка, тебе больше нельзя. – Хулия… – Доктор не разрешил. – Ахуля? – Тебе нехорошо будет: – Хусим…)

Очень питерский. С лицейским (читай – детдомовским чувством дружбы как нормы человеческого общения.) С тремя профессиональными гитарами в мастерской (играл только классику).

Но вот рассказ с поминок:

Начало пятидесятых, «дело врачей», антисемитская истерия.

К чернявенькому Завену Аршакуни цеплялись на улице: «Еврей?..»

Вежливо соглашался: «Еврей». И лез драться.

Так лез в драку и на худсоветах, когда за искусство выдавали заведомую подделку.

Воспитательница Завена в блокадном, а потом уже и горьковском детдоме, Вера Николаевна Рогова (ей за девяносто, но на открытие выставки в Манеже она пришла), рассказала, что рядом с его кроватью ставили кровати проблемных детей. Рядом с ним просто невозможно было быть плохим.

При жизни у него были даже награды – медаль жителя блокадного Ленинграда и серебряная медаль, полученная  в 2003 году от Российской Академии художеств. Звание члена–корреспондента  той же Академии ему присудили в 2007 году. После похорон Павел Никонов привез золотую медаль Академии.

Только на открытие выставки не приехал ни один телеканал.

Почему? Вопрос не ко мне – к потоку того мутного времени, с которым этот художник так давно разошелся. Просто жили они в разных измерениях. Шли невстречными курсами. И сопрягались только в силу парадокса геометрии Лобачевского – парадокса земного существования.

Несколько лет назад приятель затащил его на модную постмодернистскую выставку. А потом поинтересовался, мол, ну как тебе?..

– Понимаешь, – виновато вздохнул Завен, – у меня другая профессия.

Подруги. 1979


Выставка Завена Аршакуни в Петербурге, в Конногвардейском Манеже (это два этажа картин и рисунков, собранных из многих музеев мира), была открыта с 6 по 24 ноября.

Завен умер второго ноября.

Его картины целебны. Это цветотерапия, «лестница чувств», открытая когда-то Пушкиным и переоткрытая заново Берестовым. Это уникальное качество русской народной лирической песни – не связанное с сюжетом изменение чувства, восхождение души по ступеням радуги. Не где-то там, потом, а здесь, на земле. Это то, что о человеческом бытии знал «пресловущий иконописец» Андрей Рублев. Завен многому научился у него. Как и у русской народной живописи. И у Сезанна. Остерегайтесь подделок. На художественном рынке они уже появились.

Последний постимпрессионист (да и последний импрессионист), он разминулся с временем, а потому и отразил его, как никто.  (Так отражают смертельный удар. Всем существом.)

Разошелся со своим временем. И его увидел.

А. Чернов

Как убивали Завена: http://www.novayagazeta.ru/arts/55281.html

Видео из Манежа с выставки Завена:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=2JqMRIniT_g

Стихи Михаила Яснова памяти Завена: http://andrey-trezin.livejournal.com/170950.html

А здесь мои стихи Завену (два первых – так уж вышло) – написаны до нашего с ним знакомства): http://andrey-trezin.livejournal.com/172267.html

ВИРТУАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

 

 

6 comments on “ВИРТУАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЗАВЕНА АРШАКУНИ (1932–2012)

  1. Дарья
    13.11.2012

    Спасибо. Перелистывала иллюстрации с мыслью, что только бы вот эта картина не была последней, побольше бы их еще осталось впереди. Такие теплые, светящиеся работы. Хочется пересматривать их вновь и вновь. И правда, жаль, что смотришь на них на компьютере, а не вживую.
    И как же грустно, что теперь последняя картина Завена Петросовича все-таки существует.

  2. Татьяна Разумовская
    13.11.2012

    Спасибо большое! Я помню работы Завена на ленинградских выставках еще в те времена, когда его не принимал Союз художников. Они всегда останавливали глаз, торчали среди других. От них шла такая мощь, такое радостное тепло, что посетитель сразу согревался в нетопленном зале и невольно начинал улыбаться.

    Великолепное лекарство от депрессии, от серости буден, от тусклого периода брежневско-черненковско-андроповского времени, когда цензура и идеология задавливали всё, что выделялось из общего уныния.

    А Завен был вне всей этой дряни, живопись его звенела и пела радость жизни, что вызывало раздражение и активизировала подозрительность тупых чинуш от искусства.

    Светлая память ему!

    Когда я только вспоминаю, что его убийцы живы и где-то жируют, подонки, то всё нутро сводит от бессильной ненависти. Будь они прокляты!

    Татьяна Разумовская

  3. Наталия
    13.11.2012

    «…О милых спутниках, которые наш свет
    Своим сопутствием для нас животворили,
    Не говори с тоской: их нет,
    Но с благодарностию: были.»

  4. Георгий
    30.11.2012

    Андрей, спасибо за труд и прекрасный текст. Хорошо что работы можно посмотреть в приличном разрещении.

  5. Наталья Мудрёнова
    21.01.2016

    Спасибо,Андрей…я даже прослезилась.Я училась в школе и бегала на подготовительные курсы к Завену…..он разрешил мне называться его ученицей.Влюбилась в живопись на всю жизнь.Мы дружили с ним и с Люсей и с Ниной…8 работ написаны с нашим участием…меня и моего бывшего мужа Георгия….в Манеже были 4 работы,а где остальные не знает и Нина.Безумно жаль,что после такой выставки его работами не заинтересовался Русский музей….говорить о Завене могу часами,днями….это подарок Бога.ы

  6. Ольга
    10.01.2017

    Дети войны, какое талантливое поколение!

Оставьте комментарий

Information

This entry was posted on 12.11.2012 by in Сухая игла.

Навигация

Рубрики