несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

А. Чернов. ДРЕВНЕЙШАЯ РУССКАЯ ИКОНА. НОВГОРОД. 1029 год

Грамота 915-И – грамота-иконка.
Новгород, Стратиграфическая дата: первая треть XI в.
Иконка с изображениями Христа и св. Варвары.

Детский рисунок.
Сохранность: целый документ. 10,5 х 5 см

Троицкий раскоп, усадьба «Е». На одной стороне изображение святой Варвары с двумя надписями. Вверху: (а) ВАРВАРА. Внизу запись даты: SФЛЗ под титлом, то есть лето 6537 от С. М. (1029 г. от Р. Х.) На другой стороне – изображение Иисуса Христа (Эммануила, Христа-младенца) с надписью: (а) ИС ХС. (Присутствие знака (а) в данном случае необычно). Спаситель восседает на троне. Об этом говорит звездчатый рисунок, какой бывает на иконах «Спас в силах». (На приведенной ниже северной иконе XVIII века «Силы» вписаны в венец Спасителя.)

Эту двухстороннюю берестяную иконку показал мне летом 2000 года в новгородской камералке Валентин Лаврентьевич Янин. Много позже я попытался на компьютере сочинить прорись со снимка. Не публиковал. А последние восемь лет так и вообще не прикасался к этому файлу. А теперь лишь сделал несколько мелких уточнений и решился вынести эту работу, пусть черновую, на общее обозрение. (Для того, чтобы сделать сугубо научную прорись у меня нет ни способностей, ни необходимых инструментов. Здесь, помимо желания, требуются микроскоп и объемное сканирование обоих рисунков, чтобы отличать естественную трещину от линии резца.)

Древнейшая русская икона (да еще берестяная! да еще двухсторонняя! да еще датированная самим ее автором!) сумела как-то затеряться среди новгородских святынь.

Что, на мой взгляд, – полное безобразие.

А. А. Зализняк и А. А. Гиппиус, заметившие дату на иконе, предлагали еще один вариант прочтения: sDоз, что давало лето 6577, т. е. 1069 г. Этот вариант был менее надежным и с точки зрения стратиграфии, и еще потому, что вписывание в кириллическую дату латинского D выглядело слишком экзотично.

Работая со снимком, я убедился, что вторая цифра в дате действительно Ф, а третья – именно Л, а не О (ибо у О не может быть шрифтовой засечки!).

То есть древнейшая русская икона является и первой датированная иконой Руси.

1029 год – время Ярослава Мудрого и последний год жизни крестителя Новгорода Иоакима Корсунянина. О нем рассказано в Новгородской первой летописи Младшего извода. В статье 989 г., в рассказе о крещении новгородцев, он именуется «архиепископом Акимом Корсунянином». Владимир, крестившись, привел на Русь в Киев митрополита Леона, а в Новгород — Иоакима, и тот «требища разори и Перуна посече и повеле врещи в Волхов» (ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 169). Во Второй Новгородской летописи в статье 988 г. читаем: «И прииде Новугороду епископ Иаким и бе в епископь (так!) лет 42. И бе в него место ученик его Ефрем, и благословен бысть и епископом Иоакимом, иже ны учити…» (с. 196).

Нет сомнения, что берестяная новгородская иконка – плод просветительской деятельности Иоакима. Он основал в Новгороде первую школу, куда князь Ярослав повелел собрать около трехсот детей новгородской элиты. Здесь под руководством Ефрема учили не только славянской грамоте и православной премудрости, но греческому языку. 42 года Иоаким был архиепископом. Его кончина не могла не стать огромным событием для всех, кого они с Ефремом просветили и воспитали. Иконку нарисовал один из учеников Иоакима и Ефрема. Поэтому очень вероятно, что дата на иконке (явление исключительной редкости!) и связана с неким исключительно важным событием. Повторю: таким событием в то десятилетие стало успение первосвятителя Новгорода. А если так, то Иоаким, надо полагать, скончался 4 декабря, в день памяти святой Варвары Илиопольской. Ее изображение – уточнение даты внутри лета 6537-го. Причем за точку отсчета принято взятие Корсуни (Херсонеса) в 988 г. войсками князя Владимира. Отсюда и летописное сообщение о сорока двух годах новгородского пастырства Иоакима.

Христос и Варвара 6 июня 2018

Прорись с двусторонней берестяной новгородской иконки 1029 года. Иконка нарисована ребенком лет десяти. Помимо благословляющего жеста (длань стала шестипалой) художник добавил Христу монограмму (а), то есть СВЯТОЙ, и изображение распятия. А в складках гиматия увидел фигуру оленя.

Реконструкция берестяной новгородской иконки

Реконструкция прототипа новгородской берестяной иконки. Рисунок Наталии Введенской

эммануил север-18-в

Эммануил. (Икона по типу «Отечества».) Северное письмо. XVIII век.

БЦА

Богоматерь Влахернитисса (Воплощение). Архангелы Михаил и Гавриил. Местный образ в часовне св. Симеона Стилита в базилике монастыря; Византия; XIII в. Местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 67 x 99.2 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная

Святая великомученица Варвара. Новгородская икона. XV в.

Варвара была казнена в финикийском городе Гелиополе, при императоре Максимиане, около 306 г.

Византийская иконография Варвары складывается к X в. Святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. В другой руке она нередко держит свиток со словами «Чту Святую Троицу», пальмовую ветвь или потир – чашу для причастия. (Нет ни одной другой православной святой с потиром в руке!) На новгородской иконке вместо потира в ее левой руке, если я правильно понял, – просфора. (Круглый литургический хлеб, тот же символ причащения!) И, как мне видится, такая же просфора на длани, простертой над головой младенца Эммануила. Рискну предположить, что позднее произошло выпадение просфоры из иконографии Варвары и замена просфоры потиром. Но жест открытой длани, держащей просфору, сохранился на многих иконах святой великомученицы. Традиционно Варвару почитают как защитницу от насильственной и внезапной(без причастия)смерти.

СПРАВКА:

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.

ОЛЕНЬ КАК СИМВОЛ ХРИСТА

На новгородской берестяной иконке младенец Христос изображен с олененком. Археологи олененка не увидели, приняли за рисунок складок на ризах Спасителя. См. весьма условную прорись в публикации А. А. Гиппиуса «Кирилло-мефодиевская традиция на Руси и берестяные грамоты» (Славянский альманах 2009. М., 2010. С. 17):

https://inslav.ru/images/stories/pdf/2010almanah2009.pdf

По средневековым представлениям олень символизирует Христа. Как олень уничтожает змей, так Христос разыскивает дьявола, чтобы его уничтожить.

Библейское сравнение верующего человека с благороднейшим из созданий, оленем, звучит в контексте метафоры Щита Спасения: «Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи…» (2 Кн. Царств 22: 33–34). Эти же слова цитирует и Псалтирь (17: 34). В христианском символизме олень олицетворяет непорочность и духовное рвение. Оленя изображают на крестильных купелях. Распространенный мотив религиозной живописи — олень, пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень — эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом: олень с распятием между рогами — эмблема святого Гумберта.

Последнее – важная подсказка нам. В Новгородской Первой летописи от лета 6530 до 6545 все статьи «пустые», обозначен лишь год. Исключение – только статья лета 6536: «Знамение змиево на небеси явися».

Иоаким Корсунянин умрет на следующее лето. Его ученики-современники должны были сопоставить оба события. Выходило так, что Епископ Новгородский гибнет в духовной брани со змием. Берестяная иконка с оленем – тому подтверждение.

В раннехристианском искусстве олень – символ человеческой души, стремящейся познать Бога.

Мозаика баптистерия в Стоби. V век. Македония.

В синодальном переводе строчка псалма звучит так:

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41: 2).

Но в старообрядческой традиции вместо лани елень, то есть олень.

В раннем средневековье олень стал спутником нескольких христианских святых: Юлиана, Юстаса (Евстафия Плакиды — в православии), Гумберта и Эгидия. Занятно, что обзавелись звериным символом одинаковым способом.

Легенды о Юстасе и Губерте (Гумберте) гласят, что время охоты каждый из них собирался подстрелись оленя, но вдруг увидел между его рогов распятие. После этого и римский полководец Юстас, и распутный Гумберт (привет от набоковского героя!), становятся христианами. Оба святых считаются покровителями охотников.

Витраж Собора в Шартре. Франция. XII–XIII вв.

Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров. XVI век.
На штандарте одного из братьев оленья голова с распятием между рогами

Альбрехт Дюрер. Святой Юстас. 1501 г.
У оленя между рогов распятие.

Жаль, что мы не знаем, был ли олень написан на том прототипе, с которого делал свою прорись на бересте новгородский отрок, или это его реакция на событие, случившееся за год до кончины первокрестителя Новгорода: «Знамение змиево на небесиявися». Ребенка, изготовившего берестяную иконку, учил если не Иоаким, то Ефрем. И олень на ней может быть напрямую связан не со смертью архиепископа Новгородского, а с событием, пророчившим бедствия. На другой год оказалось, что это было пророчество о смерти Иоакима.

Оленьи картинки взял отсюда:
https://arthive.com/encyclopedia/3123~Tak_vot_ty_kakoj_Olen_kak_simvol_v_iskusstve_ne_tolko_Novyj_god

 

2 comments on “А. Чернов. ДРЕВНЕЙШАЯ РУССКАЯ ИКОНА. НОВГОРОД. 1029 год

  1. Георгий
    11.09.2018

    На старом казачьем гербе олень пронзен стрелой. При этом олень не погиб, и изображен продолжающим бег. Казаки — христиане, и наличие оленя, одного из символов христианства, на гербе вполне объяснимо. Стрела? Символ подвластности монголам? Этот казачий герб времен зарождения казачества 13 века?

  2. nestoriana
    12.09.2018

    Георгий, не знаю. И, сдается, никто не знает.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Информация

This entry was posted on 05.06.2018 by in Древнерусская живопись, Летописи.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: