несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

А. Ю. Чернов, А. В. Дубровский. ОНЕГИНСКИЙ БАЛ ГЛАЗАМИ СЕН-ПРИ

Э. К. Сен-При. Современники. 1826 или 1827. Рисунок в альбоме

ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ! ВСЕ КАРТИНКИ КЛИКАБЕЛЬНЫ!

В последней главе «Евгения Онегина» в описании петербургского бала мелькают, почти не останавливая на себе внимания читателя, такие строки,

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши…

Тот, кто не поленился заглянуть в комментарии, узнал, что граф Эммануил Карлович Сен-При (1806–1828) – гусар и светский карикатурист, покончивший самоубийством при неясных обстоятельствах.

В совместном с Пушкиным письме (вторая половина апреля 1828 г.) Вяземский сообщил жене о самоубийстве «ее приятеля».

Художник был сыном херсонского и подольского губернатора, французского эмигранта. Корнет лейб-гвардии Гусарского полка, двадцатидвухлетний, уже знаменитый карикатурист, влюбился в светскую красавицу графиню Юлию Павловну Самойлову, но, будучи отвергнут, застрелился. Случилось это в Италии.

Не зная подробностей (или не желая предавать их огласке) Вяземский в записной книжке помечает: «Этот молодой человек, веселый и затейливый проказник, вскоре затем, в той же Италии, застрелил себя неизвестно по какой причине и, помнится, ночью на Светлое Воскресение. Утром нашли труп его на полу, плавающий в крови. Верная собака его облизывала рану его».

Здесь же: «Молодой и несчастный Сен-При, с которого начали мы речь свою, добыл себе место в нашей общественной летописи по своим остроумным карикатурам».

И еще: «Он был сын графа Сен-При, французского эмигранта, брат которого с честью вписал свое французское имя в летописи русского войска в ряду лучших генералов наших. Мать его, урожденная княжна Голицына, была родная сестра графини Толстой и графини Остерман».

О самом художнике Вяземский вспоминает только это (при том с чужих слов): «В одном из городов Италии, ради какого-то ночного беспорядка сделано было полицией распоряжение, чтобы позднее известного часа никто не выходил на улицу иначе, как с зажженным фонарем. Находящийся тогда в том городе наш молодой Сен-При, отличный карикатурист, которого карандаш воспет Пушкиным в Онегине, расписал свой фонарь забавными, но схожими изображениями городских властей. Само собой разумеется, что он с фонарем своим прогуливался по всем улицам наиболее людным».

Над Восьмой главой «Евгения Онегина» (первоначально девятой) Пушкин начал работать 24 декабря 1829 г. и закончил ее в Болдине 25 сентября 1830 г.

Тут и дана картинка петербургского бала, четыре строки из которой мы уже процитировали:

XXIV

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

XXV

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин,
На толки про роман туманный,
На вензель, двум сестрицам данный,
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

XXVI

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал,
В гостях улыбку возбуждал
Своей осанкою заботной,
И молча обмененный взор
Ему был общий приговор.

Э. Сен-При. Рисунки в альбоме

Предполагаемый автопортрет Эммануила Сен-При

Тень юного художника в тот год долго преследовала поэта. Вот адресованная Руфину Ивановичу Дорохову, прототипу Долохова в «Войне и мире» Толстого, пушкинская эпиграмма:

Счастлив ты в прелестных дурах,
В службе, в картах и в пирах;
Ты St.-Priest в карикатурах,
Ты Нелединский в стихах.

Альбом Сен-При с несколькими десятками карикатур и портретов, выполненных Сен-При в середине 1820-х сохранился. В 30-х годах прошлого столетья он был передан из Государственного Исторического музея в Пушкинский Дом. Никто из исследователей творчества Пушкина должного внимания ему не уделил, в пушкиноведческий оборот этот артефакт если и введен, то лишь в виде ссылок на само наличие альбома.

Причина лежит на поверхности. Листы и многие портреты пронумерованы, но, увы, описания не сохранилось.

Регулярно воспроизводится лишь один лист – вклеенный на 59 лист карандашный рисунок – тоже карикатура. Но не рукой Сен-При. Это автопортрет Пушкина в виде скульптурного бюста в лавровом венце. Это, может быть, единственное свидетельство общения поэта и художника. Беда в том, что мы ничего не знаем об истории альбома: все рисунки в нем вклеены, и невозможно понять, составлен ли он самим Сен-При, или, кем-то из его наследников. Однако в первом случае пушкинский автопортрет, который принято датировать 1835 (под вопросом) годом, относится к 1827, или к началу 1828 года.

Альбом Сен-При нуждается в публикации и тщательном изучении. Можно сказать, что это иллюстрации к Восьмой главе «Онегина», сделанные до создания самой главы. Описывая петербургский бал раннего николаевского времени (см. классическую работу В. С. Баевского по внутренней хронологии романа*), Пушкин смотрит на современников сквозь прихотливый лорнет погибшего художника. В каком-то смысле он подражает карикатурам Сен-При. Очень скоро сквозь ту же оптику будет вглядываться в современников и Николай Гоголь.

Пушкин. Автопортрет в лавровом венке, наклеенный в альбом с карикатурами Эммануила Карловича Сен-При с пометой «il gran Padre A. P.» (великий отец А. П. – итал.). ПД 1732. Л. 59.

——————————
* Баевский В. С. Ю. М. Лотман – комментатор «Евгения Онегина». / А. С. Пушкин. Евгений Онегин. «Вита Нова». СПб. 2002. С. 627 – 681.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 19.04.2017 by in Пушкинистика, Рисунки Пушкина, Uncategorized.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: