несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

Андрей Чернов. АРИНА РОДИОНОВНА И ПЕТР КИРЕЕВСКИЙ. ДВА РИСУНКА ПУШКИНА НА ОДНОМ ЛИСТЕ


Арина Родионовна в старости и молодости и юный фольклорист Петр Киреевский. Рисунки Пушкина. 1828. КАРТИНКА КЛИКАБЕЛЬНА

Чтобы убедиться, что атрибуция верна, важно обнаружить ниточку ассоциации, соединяющую на одном листе два рисунка. Проще говоря – прочитать сюжет, зашифрованный в сопоставлении рисунков на странице.
Летом 1828 года на черновике стихов «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин рисует две портрета одной женщины. Справа она молодка с расплетенной косой под праздничным крестьянским кокошником, а слева старуха в чепце (ПД 838. Л. 18 об.)
Это два портрета Арины Родионовны, кормилицы пушкинской сестры Ольги и няни поэта.
Атрибуировала эти изображения краевед Нина Ивановна Грановская.
Однако прижизненных портретов Арины Родионовны нет.
Какие же могут быть аргументы? Один из них – высокая обнаженная грудь красотки – аргумент явно недостаточный. Другой – косвенный, но такой, что от него не просто отмахнуться: Арина умерла 31 июля 1828, а черновик именно конца лета этого года.
Однако Татьяна Григорьевна Цявловская считала, что Пушкин нарисовал старухой Арину не на этом, а на другом листе, заполненном осенью 1824 года (черновик Третьей главы «Евгения Онегина». ПД 835. Л. 19).
Цявловская была не права, ведь она сама узнала на том листе с двойным портретом молодухи и старухи профиль фольклориста Петра Киреевского. Но не придала этому значения.

Петр Киреевский

СПРАВКА по книге Лазаря Черейского:

Петр Васильевич КИРЕЕВСКИЙ (11 II 1808—25 X 1856) — брат И. В. Киреевского, литератор, переводчик, собиратель русских народных песен, впоследствии славянофил. Московский знакомый Пушкина. Встречался с поэтом в салоне своей матери и в московских литературных кругах (сент. 1826—1830-е гг.). 12 октября присутствовал у Веневитиновых на чтении Пушкиным «Бориса Годунова». 24 октября 1826 Пушкин и Киреевский были на обеде у А. С. Хомякова по случаю основания «Московского вестника»… 12 октября 1832 Киреевский сообщал Н. М. Языкову о пребывании Пушкина в Москве и намерении поэта «как можно скорее издавать русские песни, которых у него собрано много». Позднее Пушкин отказался от своего замысла и в сентябре — декабре 1833 передал Киреевскому (через С. А. Соболевского) тетрадь с записанными им в Петербургской, Нижегородской и Оренбургской губерниях народными песнями, среди которых была одна, сочиненная самим поэтом.

Конец цитаты.
Однако к Петербургской губернии добавим и Псковскую. Там Пушкин записал несколько песен от Арины Родионовны:

Как вспоминал сам Киреевский в беседе с академиком Ф. И. Буслаевым при передаче тетради Пушкин еще и загадку загадал: «Когда-нибудь от нечего делать разберите-ка, которые поет народ и которые смастерил я сам».
Фольклорист разгадки не нашел. Все песни выглядели как народные.

Уже в наше время эта загадка была разгадана Валентином Берестовым. См.: http://berestov.org/?page_id=758)

То, что на одном листе оказались портреты Петра Киреевского и Арины Родионовны Яковлевой, – редкая удача. Две атрибуции сошлись. И нарисовался сюжет: Старая Сказительница и за ее плечом Юный Фольклорист.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 09.04.2017 by in Пушкинистика, Рисунки Пушкина.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: