несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

Андрей Чернов. ТРОИЦА АНДРЕЯ РУБЛЕВА. ОПЫТ КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

TROICA-333_от_Наташи

Если до Рублева иконописцы изображали ветхозаветное пророчество о Троице (к Аврааму приходит Бог с двумя ангелами), то Рублев пишет Предвечный Совет Живоначальной Троицы. Неслиянное и нераздельное триединство Бога – главный догмат христианства. Бог Сын (одесную отца – согласно Символу веры! – и при этом в ризах цвета обожженной глины – адамы, то есть воплотившийся, вочеловечившийся, принимает смертную чашу, и над его головой возносится воздвигнутый им храм с монограммой «INЦИ» – Иисус Назорей Царь Иудейский). В центре Бог Отец указывает Сыну на чашу. Ошую Бог Святой Дух. Он в зеленом гиматии, над его головой гора – символ горнего духа.

В конце 80-х, готовя к печати статью о рублевской Троице, я спросил у Дмитрия Сергеевича Лихачева, почему, если средний – Отец, то на нем одежды Сына? ДС удивился: «А в каких еще одеждах Рублев должен был писать Отца?» Лихачев прав: см. евангельское: «Видевший меня – видел Отца» и «Я и Отец – одно». Кроме того, есть Зырянская Троица с подписанными ипостасями и принципиально этой расцветкой одеяний. И самый главный аргумент – Символ Веры, «…и сидящему одесную Отца». Древнерусское одесную – по правую руку от центрального. Именно такой порядок счета и соответствует тринитарной формулой — Отец (в центре, то есть во главе престола), Сын (одесную) и Святой Дух (ошую).

Видеть в среднем Христа, разумеется, можно, но это значит сводить рублевскую Живоначальную Троицу к традиционной Троице Ветхозаветной, к Гостеприимству Авраама (Бог и два сопутствовавших ему ангела).

…Разбирая свой компьютерный архив, обнаружил файл с моей попыткой электронной расчистки рублевской Троицы. Может, кому для чего пригодится?

О самой иконе, её семантике и о монограмме INЦИ см. здесь:
https://nestoriana.wordpress.com/2013/01/10/pilat/

А здесь Зырянская Троица, ключ к Троице Рублева:
https://nestoriana.wordpress.com/2017/08/05/zyryanskaya_troica/

Кроме того:

Сергей ШАРОВ-ДЕЛОНЕ. Гусёк Андрея Рублёва и традиции итальянского зодчества в творчестве древнерусского иконописца

https://nestoriana.wordpress.com/2016/07/31/gusek-rubleva/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

Информация

This entry was posted on 08.04.2017 by in Библеистика, Троица Андрея Рублева.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: