несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

Андрей ЧЕРНОВ. СЕРЬГИ БАБУШКИ МАШИ

Найдены два портрета бабушки Пушкина. Один из них нарисовал сам поэт

 

Все знают о том, что любимой няней Пушкина была Арина Родионовна.

 

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила…

 

Но это не о няне. А. Р. Яковлева очков не носила за их ненадобностью. Была она и относительно молода, и малограмотна.

Первой музой Пушкина была бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал. Ее «прекрасным русским языком» восхищался юный Дельвиг.

Пушкиновед Нина Ивановна Грановская еще в начале 1990-х предположила, что на хранящейся в коллекции Русского музея крохотной миниатюре «Портрет неизвестной в белом чепце» 1770-х годов (эмаль меди, 3,5 х 3) изображена Мария Алексеевна Ганнибал*. Основанием для такой атрибуции было то, что дама в чепце и обликом, и выражением лица напоминает известный портрет Сарры Юрьевны Пушкиной, прабабки Пушкина и матери Марии Алексеевны.

%d0%bd%d0%b5%d0%b8%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b0%d1%8f-1770%d0%b5

Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина. Конец 1770-х – 1780-е.
Предположение Н. И. Грановской. Атрибуция А. А. Чернова и  И. В. Кулешовой. 
Эмаль на меди, 3,5 х 3. Инв. № Ж–3058. В Русский Музей поступила из Государственного Эрмитажа как «Портрет неизвестной в белом чепце».

Спустя годы предположение подтвердилось.

…Среди ночи звонок от сына. Тема важная, до утра не подождет – атрибуированный Грановской портрет бабушки Пушкина, который я вчера выложил в сеть. Тот, что «на совести Нины Ивановны», как написала мне хранитель собрания миниатюр Русского Музея Елена Игоревна Столбова. И добавила, что с атрибуцией женских портретов всегда проблемы: дамы орденов не носят…

– Зато носят серьги! – возражает сын, – ты посмотри, какие жемчужины огромные. Это же целое состояние!.. Может, отыщутся на ком-то из потомков бабушки Маши?

Как в воду глядел. В тот же день с Сашиной подачи исследователь Инга Кулешова обнаружила, что эти очень крупные и весьма характерные жемчужные сережки в пушкинском роду путешествуют с одного портрета на другой.

%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-1856

Наталья Николаевна Ланская. Художник К. Лаш. 1856

%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%b0

Мария Александровна Пушкина, дочь поэта.

Художник И. К. Макаров. 1860

%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b6%d0%ba%d0%b0-%d1%81-%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%b0-%d0%b3%d0%b0%d1%80%d1%82%d1%83%d0%bd%d0%b3

Серьга с портрета М. А. Пушкиной

Они у на Наталии Николаевне, они и на ее старшей дочери. Мария в апреле 1860 года в возрасте 28 лет вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга . Портрет ее того самого года. А Наталья Николаевна с этими сережками написана в 1856 году. Значит, это был, скорее всего, свадебный подарок дочке. Которая, кстати, и была крещена Марией в память о прабабушке Марии Алексеевны.

Известно, что на портрете Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем, доставшимся ей от матери.

Пишет Инга Кулешова:

«Еще один эпизод нашего сериала Ланская (Арапова), Александра Петровна. Похоже те же серьги и ожерелье материнское, но ожерелье с другой застежкой (видимо пришлось раздвинуть ожерелье, девушка пухленькая). Это 70-е годы. Здесь ей около 24 лет, она фрейлина. Могла позаимствовать для фотосессии».

 

Заметим, что сережки на Араповой точно такие, как на ее прабабушке. (Лаш изобразил их довольно точно, а Макаров несколько приукрасил). Что ж, художник, даже копируя натуру, не свободен от некоторой доли вымысла. Но от нее свободен фотообъектив.

 

%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b0
  Александра Петровна Ланская (Арапова). 1870-е
 * * *
А еще один портрет бабушки поэта отыскался в его рабочих тетрадях в рисунках Пушкина стихотворения «Клеопатра» (1824 год). Сверху два портрета сестры. Ниже портрет матери. Под ним слева перечеркнутый по вертикали набросок (видимо, хотел еще раз нарисовать мать), а справа склоненная голова стареющей женщины. Это бабушка поэта. (Атрибуции Андрея Чернова.)

И в самом низу листа большой портрет курносого ребенка с чубом – по всей вероятности, автопортрет. (Предположение Александра Чернова). Столь юного Пушкина, лет двух или трех от роду, мы видим на миниатюре работы Ксавье де Местра из собрания Государственного музея А.С. Пушкина.

381-1

Сестра (два портрета сверху), мать, бабушка поэта.

А внизу его ретроспективный автопортрет (в юно-юном возрасте).

Рисунки Пушкина на черновике стихотворения «Клеопатра». 1824

Над автопортретом три самых близких Пушкину женщины. Женщины его младенчества.

Все вместе. И все на черновике «Клеопатры», обещающей любовь и наутро гибель.

________
* 1. Н. И. Грановская. «Род Пушкиных мятежный…» (Из истории рода Александра Сергеевича Пушкина). СПб, 1992. С. 68. 2. Н. И. Грановская. Вместе с Пушкиным от Царского села до Михайловского. СПб. 1999. С. 121

Advertisements

One comment on “Андрей ЧЕРНОВ. СЕРЬГИ БАБУШКИ МАШИ

  1. Ольга
    03.03.2017

    Девушки с жемчужиной!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 02.03.2017 by in Пушкинистика, Рисунки Пушкина.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: