несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

Андрей Чернов. ПРОПОРЦИИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Проверили с С. Л. Николаевым пропорции нашей стиховой разбивки «Слова о полку Игореве».
Результат получился просто фантастическим. (Хотя и… предсказуемым. См. слоговые пропорции по реконструкции А.В. Дыбо. Ссылка ниже.)
При делении целого (703 стиха) на число Пи получаем 223, 8, то есть 224 стиха.
Первая и третья части оказались равны диаметру всего текста.
Радиус текста (112 стихов) точно равен Золотому Слову (VI песнь).
Именно такие пропорции обнаруживаем в членении западного фасада церкви Успения Богородицы в Старой Ладоге (XII в.).
Это то, что мне случилось назвать «серебряным сечением» (сумма текста как некая длина окружности минус ее «диаметр»). В «Слове» по реконструкции А. В. Дыбо это были строки «Уже бы Сула не течеть / сребряными струями…» Вот в честь этого и сечение серебряное.
…Вновь подтвердилось, что СПИ написано в XII веке. Второй вывод: текст дошел целиком, лишь с небольшими грамматическими поновлениями XVI века.
.
ЗЫ: только не надо думать, что поэт что-то высчитывал: он «выстреливает на звук» и попадает в математическую гармонию, как в копеечку.
Книга Николаева тут:
http://wp.me/p2IpKD-1sB

Слоговые пропорции «Слова» по реконструкции А.В. Дыбо в моей книжке «Хроники изнаночного времени» (со с. 148)
http://chernov-trezin.narod.ru/Hroniki.pdf

О «серебряном сечении» подробнее тут:
http://chernov-trezin.narod.ru/ZS.htm

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
в стиховой разбивке А. Ю. Чернова и С. Л. Николаева

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОХОД
I песнь
I.1 – 37 стихов
I.2 – 18 стихов
I.3 – 18 стихов
В песни 73 стиха

II песнь
II.1 – 22 стиха
II.2 – 29 стихов
II.3 – 23 стиха
В песни 74 стиха

III песнь
III.1 – 26 стихов
III.2 – 19
III.3 – 33 стиха
В песни 78 стихов

В первой части 225

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БИТВА
IV песнь
IV.1 – 26 стихов
IV.2 – 16 стихов
IV.3 – 21 стих
В песни 63 стиха

V песнь
V.1 – 28 стихов
V.2 – 21 стих
V.3 – 30 стихов
В песни 79 стихов

VI песнь
VI.1 – 47 стихов
VI.2 – 30 стихов
VI.3 – 35 стихов
В песни 112 стихов
Во второй части 254 стиха

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ
VII песнь
VII.1 – 31 стих
VII.2 – 40 стихов
VII.3 – 10 стихов
В песни 81 стих

VIII песнь
VIII.1 – 43 стиха
VIII.2 – 16 стихов
VIII.3 – 14 стихов
В песни 73 стиха

IX песнь
IX.1 – 23 стиха
IX.2 – 25 стихов
IX.3 – 22 стиха
В песни 70 стихов

Во третьей части 224 стиха

После проверил пропорции «Слова о полку Игореве» в реконструкции лингвиста С. Л. Николаева уже по-иному: А) по реконструированным Сергеем Львовичем ударениям; В) по слоговой системе. Результат тот же, что и при анализе нашей с ним стиховой разбивки текста (которая в свою очередь определена «нагелями» – односложными звуковыми повторами в смежных строках. А строк без смежных нагелей в «Слове» просто нет. Текст скреплен ими, как доски в ладье деревянными гвоздями: две соседних доски проткнуты как минимум одним звуковым повтором. Первая скреплена гвоздем-нагелем со второй, другим гвоздем — вторая с третьей, третьим – третья с четвертой… И так все 703 строки. До самого аминя.

Такой вот секрет мнемоники, секрет корабельной гибкости и крепости текста.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
по ударениям в реконструкции С. Л. Николаева

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОХОД
I песнь – 307 ударений
II песнь – 337
III песнь – 351
Всего 995

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БИТВА
IV песнь – 278
V песнь – 332
VI песнь – 495
Всего 1105

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ
VII песнь – 345
VIII песнь – 300
IX песнь – 315
Всего – 960

Всего в тексте 3060

Диаметр текста
3060 : Пи = 974,3

Среднеарифметическое суммы Первой и Третьей частей 977,5
Отклонение от идеального диаметра в три слога.

Радиус 487,0
1 % – 31 ударение, то есть отклонение от идеальных пропорций менее 0,5%

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
по числу слогов в реконструкции С. Л. Николаева

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОХОД
I песнь – 692 слогов
II песнь – 715
III песнь – 742
Всего 2149

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БИТВА
IV песнь – 635
V песнь – 720
VI песнь – 1054
Всего 2409

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ
VII песнь – 754
VIII песнь – 671
IX песнь – 656
Всего – 2081

Всего в тексте 6639 слогов

1 % – 66,4 слога.
Отклонение от идеальных пропорций около 1 %

Диаметр текста
6639 : Пи = 2113,3

Среднеарифметическое суммы Первой и Третьей частей 2115 слога
Отклонение от идеального диаметра менее 2 слогов.

Радиус 1056,6
Отклонение Золотого слова (VI песнь) от идеального радиуса менее 3 слогов

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
количество лексических ударений
по реконструкции С. Л. Николаева
(все автономные ударения и автоматические ударения форм-энклиноменов, совпадающие по месту с метрическими)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОХОД

I песнь – 226 ударений
II песнь – 225
III песнь – 236
Всего 687

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БИТВА

IV песнь – 210
V песнь – 233
VI песнь – 332
Всего 775

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ

VII песнь – 250
VIII песнь – 219
IX песнь – 211
Всего – 680

Всего в тексте 2142 ударений

Диаметр 681,8 (при этом Первая часть 687, а третья 680 ударений)
Радиус 340,9 (это VI песнь + 9 ударений)

Принципиально тот же результат по пропорции слогов был получен мною при анализе реконструкции текста «Слова», выполненного мною совместе с А. В. Дыбо (Чернов А. Хроники изнаночного времени. СПб. 2006. С. 163–165.)
http://chernov-trezin.narod.ru/Hroniki.pdf

В той книге я пришел к такому выводу: «Слово» повторяет устройство и пропорции древнерусских трехнефных крестово-купольных храмов XII века. Кстати, именно такую композицию (три части по три главы в каждой) первоначально намеревался придать «Евгению Онегину» А. С. Пушкин. Православный храм, как писал Д. С. Лихачев, — модель вселенной. Можно сказать, что домонгольский храм — действующая ее модель. Если в «Слове о полку Игореве» обнаруживается та же пропорциональная система, что и в системе древнерусских саженей (и в созданных на ее основе храмах), это должно означать, что «Слово» или написано под непосредственным влиянием гармонических особенностей древнерусской архитектуры, или гармония средневекового византийско-русского зодчества и гармония поэтического слова восходят к неким неизвестным нам пропорциональным законам, в основе которых лежат золотое сечение и число π. Второе, впрочем, отнюдь не противоречит первому. Поскольку пропорции саженей антропоморфны, можно предположить, что сама архитектура домонгольских храмов должна была воздействовать на человека (и воздействует до сих пор) как некий резонатор (физическое действие и сам механизм которого нам неведом, хотя сегодня и нет недостатка в псевдонаучных спекуляциях на этот предмет). Пропорции «Слова» свидетельствуют, что древнерусский текст дошел до нас без радикальной редактуры» (С. 167).

Разумеется, никакого числа Пи автор не знал, во всяком случае в значении 3,14. (Впрочем, судя по тексту, образование у него отменное: мышление соответствовало размаху ойкумены.) И по логарифмической линейке части поэмы не высчитывал. Он Моцарт, а не Сальери. Просто «стрелял на звук», но попадал не в белый свет, а в золотую копеечку мировой гармонии.
Странно, что поэту отказывают в том умении, которое признают за стрелком спецназа, умением попадать в цель, не целясь.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 13.10.2016 by in Слово о полку Игореве.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: