несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

СВОДНЯ. «НЕПРИСТОЙНАЯ» БАЛЛАДА ПУШКИНА

О хорошем отношении к лошадям. И людям. Рисунок Пушкина ПД 841. Л.109

О хорошем отношении к лошадям. И людям. Рисунок Пушкина ПД 841. Л.109

* * *
Сводня грустно за столом
Карты разлагает.
Смотрят барышни кругом,
Сводня им гадает:

«Три девятки, туз червей
И король бубновый —
Спор, досада от речей
И притом обновы…

А по картам — ждать гостей
Надобно сегодня».
Вдруг стучатся у дверей;
Барышни и сводня

Встали, отодвинув стол,
Все толкнули целку,
Шепчут: «Катя, кто пришел?
Посмотри хоть в щелку».

Что? Хороший человек…
Сводня с ним знакома,
Он с блядями целый век,
Он у них, как дома.

Бляди в кухню руки мыть
Кинулись прыжками,
Обуваться, пукли взбить,
Прыскаться духами.

Гостя сводня между тем
Ласково встречает,
Просит лечь его совсем.
Он же вопрошает:

«Что, как торг идет у вас?
Барышей довольно?»
Сводня за щеку взялась
И вздохнула больно:

«Хоть бывало худо мне,
Но такого горя
Не видала и во сне,
Хоть бежать за море.

Верите ль, с Петрова дня
Ровно до субботы
Все девицы у меня
Были без работы.

Четверых гостей, гляжу,
Бог мне посылает.
Я блядей им вывожу,
Каждый выбирает.

Занимаются всю ночь,
Кончили, и что же?
Не платя, пошли все прочь,
Господи мой боже!»

Гость ей: «Право, мне вас жаль.
Здравствуй, друг Анета,
Что за шляпка! что за шаль,
Подойди, Жанета.

А, Луиза, — поцелуй,
Выбрать, так обидишь;
Так на всех и встанет хуй,
Только вас увидишь».

«Что же, — сводня говорит, —
Хочете ль Жанету?
В деле так у ней горит
Иль возьмете эту?»

Бедной сводне гость в ответ:
«Нет, не беспокойтесь,
Мне охоты что-то нет,
Девушки, не бойтесь».

Он ушел — все стихло вдруг,
Сводня приуныла,
Дремлют девушки вокруг,
Свечка [задымила*].

Сводня карты вновь берет,
Молча вновь гадает,
Но никто, никто нейдет —
Сводня засыпает.

[после середины июля 1827]

— — — — — — — — — — — — — —
* — реконструкция. В пушкинском черновике строка не дописана. – А. Ч.
— — — — — — — — — — — — —

Что это?
О чем это?
А, главное, — зачем?

Увы, банальная история. То, что приняли за скабрезность, на самим деле — трагедия и инфернальный ужас.
Недаром черновик этого стихотворения сделан поверх пушкинских набросков голодаевской могилы пятерых декабристов, повешенных 13 июля 1826 г. на кронверке Петропавловской крепости и похороненных 14 июля на Голодае.

Чтобы осознать далеко не фривольный смысл пушкинской баллады, для начала обратимся к карточному набору, который выпадает сводне: три девятки (перевертыш библейского Числа Зверя), туз червей (сердце, любовь), бубновый король (царь и одновременно бубновая масть — символ каторги).
Сама же сводня расшифровывает это как «спор, досада от речей и при том обновы».

«Спор и досада от речей» — заговор и арест, ну а «обновы» — саваны да последние хоромы висельника («два тесовых столба с перекладиной»).
Не платя, в публичный дом ходит только палач. В средневековой Европе палачам поручался надзор за «varnde freulin» (городские проститутки; дословно — бродячие девки). Как утверждают медиевисты, палач фактически был содержателем борделя. Он и селился за городской стеной, на земле, занятой преступниками и проститутками. В списке Аугсбургского городского права 1373 года палач назван «шлюхиным сыном». Даже случайное прикосновение палача было фатально для чести и потому для всей судьбы человека. (См. Левинсон К. А. Палач в средневековом германском городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., 1999. С. 223–231).

Филолог Елена Дьякова обратила мое внимание на пушкинский драматический отрывок «От этих знатных господ…», где к осужденному на казнь графу Конраду (!) приходят на последнее свидание жена и дочь. (Аллюзии с рылеевским сюжетом очевидны.) «Казнят у нас по пятницам…» — говорит у Пушкина тюремщик графа. (И именно в пятницу 15 июля 1827 года Пушкин, впервые посетил голодаевскую могилу!)

Но декабристов хоронили не в день казни, а на следующий. Значит, и в «Сводне» палачи должны были гулять в субботу (в средневековой Европе палачи по субботам бесплатно набирали на рынке столько снеди, сколько могли унести). Герой стихотворения просто сопоставил время, место и число посетителей борделя с древним обычаем, согласно которому в субботу палач может, как сейчас принято говорить, «оттянуться» за счет обывателей.
Описывавшая эту рабочую тетрадь поэта (ПД 836), пушкинистка Раиса Владимировна Иезуитова не заметила параллели, на которую… сама же и обратила внимание. Речь о портрете Василия Львовича Пушкина, автора «Опасного соседа» (действие этой поэмы тоже происходит в борделе), который «рисуется во множестве вариантов на л. 37 с рисунками казни декабристов».

Итак, мы имеем дело с ассоциацией (казнь декабристов — бордель), дважды закрепленной в одной и той же рабочей тетради. Для Пушкина это сближение вовсе не странно: в 1819 году дебошем проститутки на фоне двух молодых офицеров, а также скелета и черепа он иллюстрирует план прозаической повести «Влюбленный бес» (ПД 829, л. 54–55), а весной 1821 года в Кишиневе делает иллюстрацию уже к поэме «Влюбленный бес», где обнаженная девица изображена за силуэтом висельника, на голову которого натянут фригийский колпак. Сама повесть Титова, в которой Ахматова обнаружила устный путеводитель к декабристской могиле, — повесть о влюбленном бесе. Фигуры чертей находим и на листе с декабристскими виселицами в той же ПД 836.
Пушкин парадоксален. Он понимает гармонию как синтез высокого и низкого, то есть как нечто сугубо антропоморфное.

Подробно о пушкинских рисунках могилы казненных декабристов см. в моей книжке. Там (в тексте и на вкладке) и воспроизведение тех рисунков:
https://nestoriana.wordpress.com/2016/04/09/dnd/

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 14.07.2016 by in Поэты, Пушкинистика, Рисунки Пушкина, Uncategorized.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: