несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

О НАЧАЛЕ РУСИ

Староладожская крепость и Георгиевская церковь 12 июня 1997 года.
Моё фото, сделанное аппаратом Андрея Усова.
Мы с Евгением Рябининым и Глебом Лебедевым идем на Любшу выбирать место для раскопа. Вечером, вернувшись в Петербург, узнаем, что в Париже умер Булат

image010

Евгений Рябинин. 12 июня 1997 г. Фото Андрея Усова

«Даже страшно, как конец смыкается с началом», – сказал в 1997 году Дмитрий Сергеевич Лихачев, узнав об открытии археологом Евгением Рябининым в низовьях Волхова древнейшей восточнославянской каменно-земляной Любшанской крепости VIII–IX вв. Дата основания Ладоги установлена тем же Рябининым: по дендрохронологии это произошло не позднее 753 года.

Вопрос откуда (и куда) идет Русская земля, в начале XII столетия поставил киевский монах летописец Нестор.

И сам ответил на его, отправившись в 1114 году в Новгород и Ладогу.

Первая редакция его «Повести временных лет», как утверждает современная наука, была закончена к 1115 году. Но этот юбилей мы не заметили, как не заметили тихо миновавшей древнейшей даты русской истории. А зафиксирована она в том же труде Нестора: 2 (7 по новому стилю) сентября 912 года Вещий Олег, вчерашний язычник, подписал внешнеполитический акт о вечном мире и любви с греками. И поклялся не Перуном и Велесом, а «предлежащим честным крестом и святою единосущную Троицей единого истинного Бога нашего». За 77 лет до Владимира Олег предпринял попытку крещения Руси. Для этого он и отправляется в Ладогу, объявив, что вернувшись в Киев, перебьет солгавших ему волхвов (так по Архангелогородскому летописцу). Но волхвы не растерялись и Олега остановили.

Этому предшествовали события не только исторические, но и геологические.

Как в Египте ежегодные разливы Нила создали избыток «простого продукта» и обеспечили расцвет древнеегипетской цивилизации, так и тут, на северо-западе Восточной Европы, геологическое поднятие Карельского щита привело к тысячелетнему разливу Ладоги и Ильменя, а потом, когда за полторы тысячи лет до новой эры чаша переполнилась, к Финскому заливу прорвалась новая река – Нева, и стал падать уровень Ильменя. Еще через две тысячи лет это обернулось появлением новых, буквально всплывших с озерного дна плодородных земель.

На освободившиеся от водного плена земли Южного Приладожья и Ильменского Поозерья в VI или VII веке вслед за кривичами пришли от устья Вислы и Одера будущие новгородские словене. Они умели обрабатывать тяжелую пойменную почву, вместо бороны-суковатки пахали плугом с металлическим наконечником. Один такой наральник найден на левом берегу Волхова в урочище Сопки, другой в 2006-м обнаружил Сергей Кузьмин, сделав всего один небольшой шурф на правом берегу, в яблоневом саду на любшанском посаде.

В Новгороде, надо думать, и родилась легенда о граде Китеже: люди знали, что их кормит дно бывшего озера. И верили, что в случае опасности озеро их и укроет.

Россия началась с трехступенчатой торговли при старейшине Гостомысле: в Ладоге по арабской технологии делали бусы, их у финских охотников меняли на меха, а меха продавали арабским купцам за серебряные дирхемы. (На дирхемы покупали каролингские мечи и прочие западноевропейские товары.) Началась с разноплеменного союза свободных людей (славян, финнов и с местных, то есть ладожских, скандинавов). Последних называли «русью» и они в 862-м (дата по Нестору) вместе со славянами и финнами наняли на службу викинга Рюрика «со всей русью». Очевидно, это был Рёрик Ютландский, датский викинг, служивший трем поколениям каролингов не только мечом и своим немалым флотом, но у бывший превосходным министром финансов.

Рёрик – датчанин, внучатый племянник принца Гамлета (Амлета по Саксону Грамматику). Однако мать его, надо думать, славянка. Иначе Рёрик, бежав из тюрьмы (было и такое в его жизни) не мог бы стать на два года королем у ободритов (см. западноевропейские хроники).

До прихода на Русь этот конунг печатал в Дорестаде серебряную монету. И по договору с ладожанами Рюрик должен был блюсти торговый путь, по которому через Ладогу шло в Европу арабское серебро.

Тождество Рёрика Ютландского и нашего Рюрика, как мне представляется, не «вероятное», а абсолютное.

Мои главные аргументы:

1. В Дорестаде при каролингах Рёрик был выдающимся министром финансов (о нем в этом контексте каролинги вспоминали и после его смерти) и печатал серебряную монету. А потом, когда Рейн украл у него Дорестад (город просто смыло), Рёрик пошел в Ладогу: через эту «серебряную горловину» Балтики на Запад тек поток арабских дирхемов. На годы княжения Рюрика на Руси и приходится львиная доля всех куфических кладов IX столетья.

2. В молодости, в середине 840-х, Рёрик избран «королем» ободритов и два года ими правит. Это значит, что новгородская легенда говорит правду: не будь у конунга матери-славянки, никогда ободриты его, беглого арестанта, не избрали бы своим королем. (Трехвековой спор норманнистов и антинорманнистов не стоит выеденного яйца.)

3. Прочие аргументы см. в комментариях к новейшему изданию «Повести временных лет»:

https://wordpress.com/post/nestoriana.wordpress.com/6990

Здесь с. 247–253 и 471.

Всю жизнь Рёрик пытался контролировать важнейшие торговые города Балтики. Что-то удавалось, что-то нет. Во Фризии он печатал серебряную монету. А помимо этого становится королем самого мощного союза западных славян. Удивительно ли, что после по договору с ладожанами он блюдет торговый путь, по которому через Ладогу шло в Европу арабское серебро?

Рюриков родич князь Олег и сшил в единое протогосударство Начальную Русь (Северную Ладожскую и Южную Киевскую, где уже сидели варяги Аскольд и Дир). К Ладоге, древнейшему восточно-славянскому городу и первой столице Рюрика, сначала добавился Смоленск (Гнёздово), а потом и Киев. Так пробивался путь из Варяг в Греки.

Летописная «вся Рюрикова Русь» – это ютландская скандинавская дружина Рёрика. А местная ладожская Русь, из которой и Рюриков родич Олег – континентальные скандинавы, расселившиеся по территории Центральной и Восточное Европы в середине Первого тысячелетия. Особенности их диалекта выявил, анализируя список скандинавских имен под договором Олега с греками, лингвист Сергей Львович Николаев. (См. его статью в приложении к нашему изданию «Повести временных лет».)

Олег (скандинавское Хельги значит ‘священный’) – конунг из династии скёльдунгов.

«Скёльд» значит ‘щит’. Своё родовое имя Олег и воодружает над воротами Царьграда.

Олег, согласно черновику его договора с греками, крестится в Киеве 2 сентября 912 года. Крещение русских в этот год в Константинополе (очевидно, речь об Олеговых послах) подтверждает и арабский источник.

…Вернувшись из Ладоги, всё к ней и возвращаюсь. Потому что Русь начиналась совсем не там и совсем не так, как нас учили во времена, предшествующие великому гео-историческому открытию, сделанному староладожскими археологами XX века

О РУСИ:

Франции дали имя германские (!) франки. И французов это почему-то не оскорбляет. Нормандия тоже прозвалась по норманам (‘людям севера’, то есть викингам) и т. д. (см. у Фасмера, статью «Русь» в третьем томе его Этимологического словаря).

ПОЧЕМУ РУССКИЕ ПРОЗЫВАЮТСЯ НЕ ОТ РЕЧКИ РОСЬ?
.
Уже в IX веке арабы называли словом rus норманов в Испании и Франции (см. Словарь Фасмера). А наиболее раннее упоминание находим в Бертинских анналах. Они и известны по первому, датированному 839 годом, упоминанию народа русь (в греческой огласовке рось):
.
«С ними [послами] он [Феофил, император Константинопольский] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет».
.
Больше о том посольстве ничего не известно.
Те послы пришли, надо полагать, из Киева (от Аскольда и Дира). А в Киев попали из Ладоги. Это первая в IX веке волна находников, оккупировавших Приладожье в конце 830-х. О чем свидетельствует и летопись, и один из тотальных ладожских пожаров, уничтоживший рябининскую стеклодельню на Земляном городище. (Автор ПВЛ ошибкой отнес начало оккупации Приладожья к 859 году.)
Почему послы народа «рос» (повторим: слово дано в греческой огласовке) пришли не непосредственно из Ладоги, а из Киева? Потому, что своим верховным правителем они называют хакана (то есть платят дань эти ребята хазарскому кагану).
Еще понятно, что сами они по происхождению свеоны (выходцы из шведского мира), но сами себя именуют русами.
Ну а жившие по Роси (то есть в Среднем Поднепровье по речке Рось) прозывались не русскими, а порошанами.

Уточнение лингвиста С. Л. Николаева:
древние русские, жившие по реке Рось, не могли называться «порошанами», т. к. речка называлась Ръсь. Поэтому жители назывались бы «поршанами» (выпадение слабого Ъ).

Русью первоначально называли скандинавов (и заморских, и местных, ладожских). Это от древнегерманского глагола roa – ‘передвигаться на гребных судах’. То есть речь о гребцах, о викингской морской пехоте. Финны называют Швецию Ruotsi. Викинга Рёрика Ютландского (видимо, славянина по матери, иначе он не был бы в 845-м недолгое время «королем ободритов», да и вряд ли бы ладожане, большую часть которых составляли славяне, позвали его на княжение) в первой половине 860-х в призывают в Ладогу (нанимают с его войском и флотом для охраны от набегов свеонов-находников) словене, кривичи, чудь (местные финны) и русь (местные, континентальные скандинавы). И Рюрик (по новгородскому преданию мать его и впрямь славянка, дочь старейшины Гостомысла) приходит вместе «со всей русью», то есть со своей скандинавской дружиной из Рустрингии.

А уже при Олеге в Киеве, славяне (словене, кривичи и киевские поляне), а также скандинавы и финны, становятся «русскими», то есть принимают слово «русь» как новое самоназвание, ибо оно социально более престижное. Потому в летописях и документах Русь до XII века – это только область Среднего Поднепровья), но отдельно «Земля Новгородская» (тут живут приильменские словене и кривичи) и отдельно «жизнь Всеславля» (Полоцк, тоже кривичи). Хотя государство (протогосударство) и едино.

В Киев русская государственность пришла с Вещим Олегом из Ладоги. (Новгорода еще не было, было основанное Рюриком Городище на правом берегу Волхова, напротив Перыни.) Вот и Владимир Святославич с Ярославом Мудрым – сначала Новгородские князья, и только после Киевские.

Подробней см. тут.

За хвостом куницы и соболя мы дошли до Аляски и Калифорнии. Отсюда и тип русский цивилизации – не кочевой и не оседлый, а промысловый: безбытный и прекраснодушный, мечтательный и необустроенный. Такой, где народ и начальство – это два разных народа.

* * *

По Аристотелю существуют три правильных политических устройства, а им противостоят три неправильных:

Монархия – деспотия.
Аристократия – олигархия.
Демократия – охлократия (власть быдла)

Новгородцы додумались соединить все три правильных режима.
Князя предки-новгородцы нанимали для военных дел. И только. При этом он не имел права владеть в Новгороде землей. А вообще там с 30-х годов XII века существовало разделение властей: посадник (светская власть), архиепископ (власть духовная), приглашенный князь (военная власть).

Князя приглашало и прогоняло вече.

А суд – «сместный» (совместный то есть – князя и посадника).
И подо всем этим – вече (парламент под открытым небом). Подсчет голосов шел по децибелам.

Кричать на вече могли только граждане, те, кто владел земельным участком. (но не безземельные холопы!). Потому что если у меня – только браться, а у крупного землевладельца сто дворовых, то какая же это демократия, и зачем тогда на вече ходить?

И именно исторический опыт новгородских словен (так!), а еще моравского княжества был учтен сначала посткромвелевской Англией, а потом отцами-основателями США (при выработке заокеанской ихней конституции). И ведь получилось…

Ну а путинская «вертикаль» талантливо синтезировала все три неправильных политических устройства: деспотию-олигархию-охлократию. Потому и экономику загнала, и политическое поле зачистила, и войну развязала А теперь шарик сдувается.
.
PS: По просьбе Павла Кудюкина делаю сноску: Аристотель называл политией то, что мы зовем демократией, а охлократию (власть толпы) именовал демократией. Но тут речь только об историческом изменении терминологии.

Берестов часто повторял, что, Романовы продержались 300 лет, а Новгородская республика – 350. И погибла только в результате геноцида – походов Ивана Третьего и Четвертого. Как показал Андрей Зализняк, новгородский диалект (третий восточнославянский, известный по берестяным грамотам), в это время прекратил свое существование.

НА ЛЮБШЕ

. . . . . . . . . . В. А. и А. В. Дыбо

Ладожского Средиземноморья
Снежный шелест в небе нежилом,
Где угодья Храброго Егорья
Вéлесовым вспаханы хвостом.
Наши музы – Альки и Наталки,
Наши кипарисы – ёлки-палки.
Вместо мрамора – разрыв-трава.
Вместо Парки – сонная сова.

Над водою мёртвого колодца,
Что бы ни случилось на веку,
Погадаем, сколько отольется.
Лыком в стрóку каждое ку-ку.
Се цивилизация по-русски:
Вон из дома, точно из кутузки.
Не оседло жить, не кочево –
Втянешься, и вроде ничего.

И отсюда, не поняв границы,
Мы брели полмиллиона дней
За хвостом куницы и жар-птицы,
За звездой постылою своей.
А запахло Промыслом Господним,
И пришли к себе в одном исподнем.
Ну, не получилось. Бог упас.
Если можете, простите нас.

декабрь 2000 – январь 2001

Обоснование вышеизложенного (в том числе и подборку латиноязычных сведений о Рёрике Ютландском) см. тут

А.Ч.
2 сентября 2012 – 24 июня 2017

А вот тут еще, с картинками и фотографиями Волховской археологической экспедиции Евгения Рябинина:
Мои записки о Ладоге и Любше

Фото Андрея Усова


.
2015 ГОД. ОБ ОДНОМ ПРОИГНОРИРОВАННОМ МОСКВОЙ ЮБИЛЕЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
.
Ровно тысячу лет назад договором новгородцев с Ярославом Мудрым (его «Русская правда», первый русских свод законов, начальная дата которого как раз 1015 год!) были заложены основы новгородской демократической государственности. И не удивительно, что московские наследники Золотой Орды этот юбилей сегодня не отмечают.

В культурном слое Новгорода лежит как минимум тысяч двадцать берестяных грамот. Великое, хотя и неполное собрание сочинений северорусской середневековой цивилизации, впервые в Восточной Европе совместившей в себе все три принципа «правильного» (по Аристотелю) политического устройства: демократию (вече с выборным посадником и избирательным цензом), аристократию (Совет господ) и «монархию» (нанятый на службу князь, договор с которым вече могло расторгнуть в считанные часы: просто собраться у Софии и указать князю на ворота).

Суд был «сместным» (совместным – посадника и князя). Князь не имел права владеть землей и жил на жалование. Холопы и безземельные не имели права голоса. Строго соблюдалось разделение властей. Духовную власть олицетворял входивший в Совет господ архиепископ, которого новгородцы тоже избирали сами.

Как любил повторять Валентин Берестов (он копал Новгород еще в 1947-м), Романовы на Руси продержались 300 лет, а Новгородская республика 350. И погибла только в результате внешней агрессии.

Это был геноцид. Волхов тек кровью при Иване III, а потом и при Иване IV. И новгородский диалект, как отмечает академик Зализняк, не стал четвертым языком восточных славян. От него остались только берестяные грамоты. Да еще растворившийся в русском, белорусском и украинском дух народной свободы.
Майдановы печеньки не в Госдепе деланы.

Реклама

3 comments on “О НАЧАЛЕ РУСИ

  1. Бодро и вполне стройно изложено.Так и хочется попросить дополнить текс списком литры и источников ну и ссылочки ссылочки!

    • Инесса Кимовна
      10.07.2016

      А вы сами поищите на великих просторах интернета. Вы, вероятно, из тех, кто не верит в историю и очень хочет её переиначить. Ну, что ж, в добрый путь, вы — не одиноки, к сожалению.

    • nestoriana
      11.07.2016

      Там есть ссылка: на комментарии (мои в том числе) к изданию Повести временных лет. Оно выложено тут же, на «Несториане»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: