несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

Григорий Михнов-Вайтенко. ЧИСЛА 666 и 616 В АПОКАЛИПСИСЕ

(О пользе письменного счёта)

картинка к А-су.jpg

Карельский Апокалипсис. Третья четверть XIX века

Это набросок статьи для книжки по мотивам цикла лекций «Империя или Христос», который был прочитан в Санкт-Петербурге в январе-феврале 2016 года. В данной заметке материал будет изложен тезисно и без ссылок (они будут добавлены в конечном варианте статьи).

«Откровение Иоанна Богослова» – заключительная и наиболее трудная для восприятия книга в составе Библии. Рассмотреть некоторые аспекты этой книги нам было необходимо в контексте попытки определения отношения первохристиан к Имперской парадигме. Неожиданно, такой взгляд принёс значительное количество материала, который ещё требует своего осмысления. Так или иначе, вот некоторые предварительные результаты:

1) Многих читателей и толкователей Откровения сбивает обращение Иоанна к Ангелам семи Церквей – семи различных городов. В нашем восприятии эти Церкви отождествляются с Церквями позднейшего времени, отождествляются количественно, структурно и, что важнее, национально и качественно. На самом деле к моменту написания Откровения (это период между 86 – 105 гг н.э.) состав Церквей почти не отличался от состава во времена миссионерских путешествий Павла. Некоторое увеличение произошло после разрушения Иерусалима, но в своей основе первохристианские общины остались теми же домашне-синагогальными общинами, которые прежде всего были иудейско-эллинистическими по языку, ментальности и культуре.

2) В период между разрушением Иерусалима в 72 году и вплоть до печального завершения восстания Бар-Кохбы, мессианские ожидания в иудейской среде возросли как никогда прежде, и при этом они органично накладывались на ожидания первохристианами скорейшего Второго Пришествия Иисуса Христа. Ожидания эти давали причудливые результаты. При том в иудейской среде активно развивается  интерес к Мишне (устному преданию, или Устной Торе), интерес к знанию тайному (гностицизм) и, говоря современным языком, самые разные прочие толки и ереси.

3) Таков читатель Откровения. Именно к нему обращается Иоанн, и поэтому язык Откровения – греческий, но весь образный ряд – ветхозаветный (пророческо-апокалиптический). Для нас, как для людей другой культуры, в Священном Тексте важнее ясный смысл, повествовательный характер, привычность образов. Возможно, поэтому до сих пор так популярен жанр житий (что святых, что «несвятых»). В Откровении мы видим нечто совершенно другое. Более того, человеку, которые никогда не открывал Ветхий Завет (пророческие книги), а ограничивался чтением только Нового Завета, книга Иоанна Богослова кажется неуместной, лишней под одной обложкой с Евангелием. (Осмелюсь предположить, что именно ощущение такой чужеродности вместе с воспоминанием об истинном характере адресата, мешало включить Откровение на Востоке вплоть до Карфагенского собора 419 года в список книг Нового Завета).

4) Какая же идея была доминирующей в этой среде, к которой обращается Иоанн? Простая идея – реванша. Идея построения новой (своей) империи, во главе со «своим» царём–мессией. И эта идея одинаково хорошо воспринималась и иудеями Храма и иудеохристианами. И вот тут очень важно, что в качестве примера, образца для подражания они видели не Рим, который был врагом и антагонистом. Они в качестве образца видели Вавилон.

5) Именно Вавилон – главное «нехорошее слово» в Откровении. Можно с уверенностью утверждать, что в Откровении идёт разговор о борьбе двух идей, двух царств, собственно Царства Агнца и царства Зверя. И «Вавилон-блудница» практически выступает своеобразным рефреном в этом повествовании.

6) Исходя из такого понимания, можно несколько по другому прочитать последовательность появления «всадников» из 6-й главы. Вероятно первый (самый привлекательный) – это империя Вавилона (именно тогда иудейскую общину захватила перспектива такой идеи, примеренной на себя); второй всадник – Рим, война; а дальше голод и смерть. Идея последовательно превращается в механизм разрушения.

7) Кто же является «идеологом» иудейского возрождения, строительства Нового Иерусалима? Это очень важная фигура для понимания и иудейской мистики, и истории. Рав Акива бен Иосеф. Человек, по некоторым данным родившийся в 17 году н.э. (т.е. ровесник Иоанна) и доживший до глубочайшей старости. Его казнят римляне в 135 году после падения крепости Бейтар. Именно с его именем связывают первые записи Толкований Мишны, именно он станет невольным основоположником и талмудической, и каббалистической традиции. В конце концов, именно он объявит Бар-Кохбу царём– мессией и это обеспечит первоначальный большой успех иудейскому восстанию. Судя по всему, антиимперский пафос Апокалипсиса адресован Акиве, или, по крайней мере, его ученикам и последователям.

8) Одной из традиционных загадок Откровения, являются слова: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (13:18). Традиционно при попытке понять, что же имел в виду Иоанн, обращают внимание, что в иудейской и в греческой традиции числа записывались буквами, а значит возможно понять, что имел в виду Иоанн, только уяснив последовательность этих букв. Чаще всего у толкователей получалось имя Нерона, реже кого-то другого (хотя есть версии от Калигулы до Гитлера и Сталина, дело вкуса). Собственно, если считать всадников Апокалипсиса одной и той же Римской империей, то и зверь является её порождением, а значит вероятнее именно имя Нерона; однако, вызывает вопрос его некое самостоятельное существование.

9) Раскрытие тайного смысла (собственно именно то, чему в значительной степени посвятил свою жизнь рав Акива) – гематрия, подразумевает получение суммы-ключа. Это своего рода – библейская нумерология. Какова же эта сумма для числа Зверя? Сложение трёх шестёрок даёт 18, что сначала разлагается на 1 и 8, а 1 плюс 8 в сумме даёт девять? Так? Этот вариант также рассматривался неоднократно. Девять равняется девятой букве еврейского алфавита (Тет) и в гематрии означает доброту, любовь, духовную энергию. Как-то не очень подходит для описания Зверя. Значит, что-то не правильно? Да. Мы используем некорректный  алгоритм счёта. Никаких «трех шестерок» просто не существовало. До арабской системы счета еще полтысячелетия.

10) В Иудее во времена Второго Храма была принята шестидесятиричная – вавилонская система счёта. Достаточно вспомнить меры веса, длины и денежные единицы (мина, талант, стадий). Эта система была необыкновенно важна при строительстве (360 градусов), при расчёте временных интервалов, при наблюдении за звёздами (откуда пришли волхвы к Младенцу Иисусу?). Эта система при записи использовала всего два вида знаков: единицы и десятки. При этом число 666 выглядело так:

666-обраб

Иоанн употребляет греческий глагол «сочти»*, восходящий к пересчету камешков при процедуре голосования. Это подсказка. Даже простой пересчёт галочек-птичек даст восемь, но и математическое действие, собственно «гематрическое» решение даст сначала число 17, а сумма 1 плюс 7 ту же восьмерку.

Записать это можно примерно так:

таблица 666

Могут возразить, что в большом количестве ранних кодексов вместо числа 666 указано число 616. Это действительно так, но удивительно, что расчёт числа 616 в шестидесятеричной системе даёт тоже восьмёрку. 616 выглядит вот таким образом:

616-обраб

11) Чему же соответствует гематрия числа восемь? Она соответствует букве хэт:

Хет

В арамейском написании времен империи буква выглядела так:

Хет-отред

Толкование этой буквы у рав Акивы совершенно однозначное: хэт – «грех». И, поскольку для Иоанна первая империя – Блудница Вавилон, то он и шифрует вавилонским счетом понятие греха. Человек (и ангельское воинство) борется со Зверем, имя которого – «грех», имя человеческое. А сама загадка, которую предлагает Иоанн, вполне сродни детской: «сколько будет три, три, три…». Иоанн использует аристотелевский принцип, снижая весь ужас возникшей картины включением в текст загадки-шарады. Человеку, знающему вавилонский счёт и принципы гематрии, это понятно.

Ещё можно отметить, что и сама буква Хэт является символом обезглавленного зверя.

И автор «Откровения» дает нам подсказку вот такими строками:

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.

И ниже в той же главе 13:

14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

12) Таким образом, главной мыслью Откровения становиться противопоставление любой земной конструкции как царства Зверя-греха – Царству Агнца. Наверное, эта мысль казалась слишком простой для современников, если они не прислушались к увещеваниям Апостола. Впрочем, не только современники, но и потомки не хотят его слышать.

……………….
* ψηφίζω 1) считать, высчитывать, исчислять (Polyb., Anth.; αριθμόν τινος NT): τοις δακτύλοις ψηφίζω Plut. считать по пальцам; 2) преимущ. med. подавать голос (камешком), голосовать: ψηφίζω δίκην κατά τινος Soph. голосовать (выносить) приговор кому-л.; το ψήφισμα εψηφίσθη Lys. было вынесено постановление; τα ψηφισθέντα πλοια Xen. и αι ψηφισμέναι νηες Aeschin. установленный голосованием флот; εψηφισμένος θανειν Eur. приговоренный к смерти; εις την υδρίαν ψηφίζεσθαι Xen. опускать свой камешек в урну; ψηφίζεσθαί τινι Dem. голосовать за кого-л.; ψηφίζεσθαι περί и υπέρ τινος Plat., Aeschin. голосовать по вопросу о ком(чем)-л.; 3) med. решать путем подачи голосов, постановлять голосованием (πόλεμον Thuc.; σπονδας ποιεισθαι Arph.): ψηφίσασθαί τινι το διαδίκασμα Lys. присудить кому-л. предмет спора; ψηφίσασθαί τινά τινα Plut. большинством голосов объявить кого-л. кем-л.; εναντία ψηφίσασθαι Plat. голосовать против; τοιούτου γνώματος κοινωνος ων ψηφίζομαί τι δραν Aesch. я присоединяюсь к общему мнению, что надо как-то действовать; μένειν εψηφίζετο Her. (Леонид) провел решение о том, чтобы остаться.
http://superbook.org/UBS/S/D/6368.htm

…….
Другую публикацию того же автора на библейскую тему см. здесь:
https://nestoriana.wordpress.com/2016/05/30/nehushtan/

 

 

Реклама

5 comments on “Григорий Михнов-Вайтенко. ЧИСЛА 666 и 616 В АПОКАЛИПСИСЕ

  1. Григорий Певзнер
    17.04.2016

    Очень интересно! Спасибо!

  2. Борун Виктор Феликсович
    18.04.2016

    действительно, желая протроллить очарованных Вавилоном, Иоанн Богослов должен был закодировать число 8 восемью клинышками, причем выбрать такое распределение клинышков по разрядам, которое кричало бы о 60-ричной системе.
    Если все 8 клинышков запихать в младший разряд, получится 1+1+1+1+1+1+1+1=8 (греческой цифрой — η), поди тогда догадайся, причем здесь Вавилон.
    Если все 8 клинышков распределить по разным разрядам, получится 1+10+60+600+3600+36000+216000+2160000 = 2 416 271, и два миллиона будет трудно записать греческими цифрами; напрямую же вставить в греческий текст клинышки – пропадет интрига.
    Отсюда распределение 8 клинышков как 1+1+1+1+1+1+60+600 (греческими цифрами как χξζ, и две из них, χ и ξ, кричат о 60-ричности.)
    Немногим, но хуже распределение 8 клинышков как 1+1+1+1+1+1+10+600; (греческими цифрами как χιζ=616, здесь только одна отсылка к к 60-ричности.

  3. nestoriana
    19.04.2016

    Виктор Феликсович, спасибо за толковое и пронзительное разъяснение. Прочитав его, подумал, что 60-ричностая вавилонская система счисления должна вести свою родословную от священного египетского треугольника со сторонами 3-4-5. (Первый прямоугольный треугольник с цельночисленными катетами и гипотенузой!) При перемножении эти цифры и дают 60.
    Андрей Чернов

  4. К сожалению, есть основания полагать, что толкование неверное..Традиционно земные государства назывались в Библии зверями. Имя же зверя-это название самого страшного противоборствующего Богу государства, которое будет поражено войной и развалено, но неожиданно восстановлено особо искусным и высокомерным правителем. Значит, скорее всего, название антихристианского государства будет иметь гематрию 666 или будет связано каким-то еще образом. Дополнительно, эта гематрия может, разумеется, означать и грех, но это не отменяет её прямого назначения- давать возможность точно определить «то самое» время и «то самое» царство, чтобы выделить его из всех остальных и не попасться на удочку его представителям, потому что там будет все обставлено так, чтобы прельстить именно избранных. И вот это число,открывающееся в имени государства, и будет знаком, который будет безошибочно указывать имеющим мудрость на то, что государство антихристианское. В этом обличении и цель, и смысл знамения. А число шесть- число человеческое, человек был сотворен в шестой день. То есть, в том государстве во главу всего будет поставлен человек. В этом будет большая лесть и причина гордыни. А что самое интересное, геометрическим символом шестерки является, по идее, пентаграмма так же, как гексаграмма является символом семерки и символом Израиля- шесть боковых точек и одна центральная. То есть, пятиконечная звезда- это символ человека, а шестиконечная- символ божьего человека. Ну, и можно поискать, где, в каких государствах символом присутствует пятиконечная звезда, и какая там идеология. И что это за красный зверь, воюющий против Бога и святых.

  5. nestoriana
    02.05.2016

    Иоанн, Вы пишете: «Дополнительно, эта гематрия может, разумеется, означать и грех, но это не отменяет её прямого назначения- давать возможность точно определить «то самое» время и «то самое» царство…» Увы, эта фраза показывает, что Вы находитесь внутри магической парадигмы. А потому спор с вами просто непродуктивен.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: