несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

Григорий Михнов-Вайтенко. ЧИСЛА 666 и 616 В АПОКАЛИПСИСЕ

(О пользе письменного счёта)

картинка к А-су.jpg

Карельский Апокалипсис. Третья четверть XIX века

Это набросок статьи для книжки по мотивам цикла лекций «Империя или Христос», который был прочитан в Санкт-Петербурге в январе-феврале 2016 года. В данной заметке материал будет изложен тезисно и без ссылок (они будут добавлены в конечном варианте статьи).

«Откровение Иоанна Богослова» – заключительная и наиболее трудная для восприятия книга в составе Библии. Рассмотреть некоторые аспекты этой книги нам было необходимо в контексте попытки определения отношения первохристиан к Имперской парадигме. Неожиданно, такой взгляд принёс значительное количество материала, который ещё требует своего осмысления. Так или иначе, вот некоторые предварительные результаты:

1) Многих читателей и толкователей Откровения сбивает обращение Иоанна к Ангелам семи Церквей – семи различных городов. В нашем восприятии эти Церкви отождествляются с Церквями позднейшего времени, отождествляются количественно, структурно и, что важнее, национально и качественно. На самом деле к моменту написания Откровения (это период между 86 – 105 гг н.э.) состав Церквей почти не отличался от состава во времена миссионерских путешествий Павла. Некоторое увеличение произошло после разрушения Иерусалима, но в своей основе первохристианские общины остались теми же домашне-синагогальными общинами, которые прежде всего были иудейско-эллинистическими по языку, ментальности и культуре.

2) В период между разрушением Иерусалима в 72 году и вплоть до печального завершения восстания Бар-Кохбы, мессианские ожидания в иудейской среде возросли как никогда прежде, и при этом они органично накладывались на ожидания первохристианами скорейшего Второго Пришествия Иисуса Христа. Ожидания эти давали причудливые результаты. При том в иудейской среде активно развивается  интерес к Мишне (устному преданию, или Устной Торе), интерес к знанию тайному (гностицизм) и, говоря современным языком, самые разные прочие толки и ереси.

3) Таков читатель Откровения. Именно к нему обращается Иоанн, и поэтому язык Откровения – греческий, но весь образный ряд – ветхозаветный (пророческо-апокалиптический). Для нас, как для людей другой культуры, в Священном Тексте важнее ясный смысл, повествовательный характер, привычность образов. Возможно, поэтому до сих пор так популярен жанр житий (что святых, что «несвятых»). В Откровении мы видим нечто совершенно другое. Более того, человеку, которые никогда не открывал Ветхий Завет (пророческие книги), а ограничивался чтением только Нового Завета, книга Иоанна Богослова кажется неуместной, лишней под одной обложкой с Евангелием. (Осмелюсь предположить, что именно ощущение такой чужеродности вместе с воспоминанием об истинном характере адресата, мешало включить Откровение на Востоке вплоть до Карфагенского собора 419 года в список книг Нового Завета).

4) Какая же идея была доминирующей в этой среде, к которой обращается Иоанн? Простая идея – реванша. Идея построения новой (своей) империи, во главе со «своим» царём–мессией. И эта идея одинаково хорошо воспринималась и иудеями Храма и иудеохристианами. И вот тут очень важно, что в качестве примера, образца для подражания они видели не Рим, который был врагом и антагонистом. Они в качестве образца видели Вавилон.

5) Именно Вавилон – главное «нехорошее слово» в Откровении. Можно с уверенностью утверждать, что в Откровении идёт разговор о борьбе двух идей, двух царств, собственно Царства Агнца и царства Зверя. И «Вавилон-блудница» практически выступает своеобразным рефреном в этом повествовании.

6) Исходя из такого понимания, можно несколько по другому прочитать последовательность появления «всадников» из 6-й главы. Вероятно первый (самый привлекательный) – это империя Вавилона (именно тогда иудейскую общину захватила перспектива такой идеи, примеренной на себя); второй всадник – Рим, война; а дальше голод и смерть. Идея последовательно превращается в механизм разрушения.

7) Кто же является «идеологом» иудейского возрождения, строительства Нового Иерусалима? Это очень важная фигура для понимания и иудейской мистики, и истории. Рав Акива бен Иосеф. Человек, по некоторым данным родившийся в 17 году н.э. (т.е. ровесник Иоанна) и доживший до глубочайшей старости. Его казнят римляне в 135 году после падения крепости Бейтар. Именно с его именем связывают первые записи Толкований Мишны, именно он станет невольным основоположником и талмудической, и каббалистической традиции. В конце концов, именно он объявит Бар-Кохбу царём– мессией и это обеспечит первоначальный большой успех иудейскому восстанию. Судя по всему, антиимперский пафос Апокалипсиса адресован Акиве, или, по крайней мере, его ученикам и последователям.

8) Одной из традиционных загадок Откровения, являются слова: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (13:18). Традиционно при попытке понять, что же имел в виду Иоанн, обращают внимание, что в иудейской и в греческой традиции числа записывались буквами, а значит возможно понять, что имел в виду Иоанн, только уяснив последовательность этих букв. Чаще всего у толкователей получалось имя Нерона, реже кого-то другого (хотя есть версии от Калигулы до Гитлера и Сталина, дело вкуса). Собственно, если считать всадников Апокалипсиса одной и той же Римской империей, то и зверь является её порождением, а значит вероятнее именно имя Нерона; однако, вызывает вопрос его некое самостоятельное существование.

9) Раскрытие тайного смысла (собственно именно то, чему в значительной степени посвятил свою жизнь рав Акива) – гематрия, подразумевает получение суммы-ключа. Это своего рода – библейская нумерология. Какова же эта сумма для числа Зверя? Сложение трёх шестёрок даёт 18, что сначала разлагается на 1 и 8, а 1 плюс 8 в сумме даёт девять? Так? Этот вариант также рассматривался неоднократно. Девять равняется девятой букве еврейского алфавита (Тет) и в гематрии означает доброту, любовь, духовную энергию. Как-то не очень подходит для описания Зверя. Значит, что-то не правильно? Да. Мы используем некорректный  алгоритм счёта. Никаких «трех шестерок» просто не существовало. До арабской системы счета еще полтысячелетия.

10) В Иудее во времена Второго Храма была принята шестидесятиричная – вавилонская система счёта. Достаточно вспомнить меры веса, длины и денежные единицы (мина, талант, стадий). Эта система была необыкновенно важна при строительстве (360 градусов), при расчёте временных интервалов, при наблюдении за звёздами (откуда пришли волхвы к Младенцу Иисусу?). Эта система при записи использовала всего два вида знаков: единицы и десятки. При этом число 666 выглядело так:

666-обраб

Иоанн употребляет греческий глагол «сочти»*, восходящий к пересчету камешков при процедуре голосования. Это подсказка. Даже простой пересчёт галочек-птичек даст восемь, но и математическое действие, собственно «гематрическое» решение даст сначала число 17, а сумма 1 плюс 7 ту же восьмерку.

Записать это можно примерно так:

таблица 666

Могут возразить, что в большом количестве ранних кодексов вместо числа 666 указано число 616. Это действительно так, но удивительно, что расчёт числа 616 в шестидесятеричной системе даёт тоже восьмёрку. 616 выглядит вот таким образом:

616-обраб

11) Чему же соответствует гематрия числа восемь? Она соответствует букве хэт:

Хет

В арамейском написании времен империи буква выглядела так:

Хет-отред

Толкование этой буквы у рав Акивы совершенно однозначное: хэт – «грех». И, поскольку для Иоанна первая империя – Блудница Вавилон, то он и шифрует вавилонским счетом понятие греха. Человек (и ангельское воинство) борется со Зверем, имя которого – «грех», имя человеческое. А сама загадка, которую предлагает Иоанн, вполне сродни детской: «сколько будет три, три, три…». Иоанн использует аристотелевский принцип, снижая весь ужас возникшей картины включением в текст загадки-шарады. Человеку, знающему вавилонский счёт и принципы гематрии, это понятно.

Ещё можно отметить, что и сама буква Хэт является символом обезглавленного зверя.

И автор «Откровения» дает нам подсказку вот такими строками:

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.

И ниже в той же главе 13:

14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

12) Таким образом, главной мыслью Откровения становиться противопоставление любой земной конструкции как царства Зверя-греха – Царству Агнца. Наверное, эта мысль казалась слишком простой для современников, если они не прислушались к увещеваниям Апостола. Впрочем, не только современники, но и потомки не хотят его слышать.

……………….
* ψηφίζω 1) считать, высчитывать, исчислять (Polyb., Anth.; αριθμόν τινος NT): τοις δακτύλοις ψηφίζω Plut. считать по пальцам; 2) преимущ. med. подавать голос (камешком), голосовать: ψηφίζω δίκην κατά τινος Soph. голосовать (выносить) приговор кому-л.; το ψήφισμα εψηφίσθη Lys. было вынесено постановление; τα ψηφισθέντα πλοια Xen. и αι ψηφισμέναι νηες Aeschin. установленный голосованием флот; εψηφισμένος θανειν Eur. приговоренный к смерти; εις την υδρίαν ψηφίζεσθαι Xen. опускать свой камешек в урну; ψηφίζεσθαί τινι Dem. голосовать за кого-л.; ψηφίζεσθαι περί и υπέρ τινος Plat., Aeschin. голосовать по вопросу о ком(чем)-л.; 3) med. решать путем подачи голосов, постановлять голосованием (πόλεμον Thuc.; σπονδας ποιεισθαι Arph.): ψηφίσασθαί τινι το διαδίκασμα Lys. присудить кому-л. предмет спора; ψηφίσασθαί τινά τινα Plut. большинством голосов объявить кого-л. кем-л.; εναντία ψηφίσασθαι Plat. голосовать против; τοιούτου γνώματος κοινωνος ων ψηφίζομαί τι δραν Aesch. я присоединяюсь к общему мнению, что надо как-то действовать; μένειν εψηφίζετο Her. (Леонид) провел решение о том, чтобы остаться.
http://superbook.org/UBS/S/D/6368.htm

…….
Другую публикацию того же автора на библейскую тему см. здесь:
https://nestoriana.wordpress.com/2016/05/30/nehushtan/

 

 

Реклама

6 comments on “Григорий Михнов-Вайтенко. ЧИСЛА 666 и 616 В АПОКАЛИПСИСЕ

  1. Григорий Певзнер
    17.04.2016

    Очень интересно! Спасибо!

  2. Борун Виктор Феликсович
    18.04.2016

    действительно, желая протроллить очарованных Вавилоном, Иоанн Богослов должен был закодировать число 8 восемью клинышками, причем выбрать такое распределение клинышков по разрядам, которое кричало бы о 60-ричной системе.
    Если все 8 клинышков запихать в младший разряд, получится 1+1+1+1+1+1+1+1=8 (греческой цифрой — η), поди тогда догадайся, причем здесь Вавилон.
    Если все 8 клинышков распределить по разным разрядам, получится 1+10+60+600+3600+36000+216000+2160000 = 2 416 271, и два миллиона будет трудно записать греческими цифрами; напрямую же вставить в греческий текст клинышки – пропадет интрига.
    Отсюда распределение 8 клинышков как 1+1+1+1+1+1+60+600 (греческими цифрами как χξζ, и две из них, χ и ξ, кричат о 60-ричности.)
    Немногим, но хуже распределение 8 клинышков как 1+1+1+1+1+1+10+600; (греческими цифрами как χιζ=616, здесь только одна отсылка к к 60-ричности.

  3. nestoriana
    19.04.2016

    Виктор Феликсович, спасибо за толковое и пронзительное разъяснение. Прочитав его, подумал, что 60-ричностая вавилонская система счисления должна вести свою родословную от священного египетского треугольника со сторонами 3-4-5. (Первый прямоугольный треугольник с цельночисленными катетами и гипотенузой!) При перемножении эти цифры и дают 60.
    Андрей Чернов

  4. К сожалению, есть основания полагать, что толкование неверное..Традиционно земные государства назывались в Библии зверями. Имя же зверя-это название самого страшного противоборствующего Богу государства, которое будет поражено войной и развалено, но неожиданно восстановлено особо искусным и высокомерным правителем. Значит, скорее всего, название антихристианского государства будет иметь гематрию 666 или будет связано каким-то еще образом. Дополнительно, эта гематрия может, разумеется, означать и грех, но это не отменяет её прямого назначения- давать возможность точно определить «то самое» время и «то самое» царство, чтобы выделить его из всех остальных и не попасться на удочку его представителям, потому что там будет все обставлено так, чтобы прельстить именно избранных. И вот это число,открывающееся в имени государства, и будет знаком, который будет безошибочно указывать имеющим мудрость на то, что государство антихристианское. В этом обличении и цель, и смысл знамения. А число шесть- число человеческое, человек был сотворен в шестой день. То есть, в том государстве во главу всего будет поставлен человек. В этом будет большая лесть и причина гордыни. А что самое интересное, геометрическим символом шестерки является, по идее, пентаграмма так же, как гексаграмма является символом семерки и символом Израиля- шесть боковых точек и одна центральная. То есть, пятиконечная звезда- это символ человека, а шестиконечная- символ божьего человека. Ну, и можно поискать, где, в каких государствах символом присутствует пятиконечная звезда, и какая там идеология. И что это за красный зверь, воюющий против Бога и святых.

  5. nestoriana
    02.05.2016

    Иоанн, Вы пишете: «Дополнительно, эта гематрия может, разумеется, означать и грех, но это не отменяет её прямого назначения- давать возможность точно определить «то самое» время и «то самое» царство…» Увы, эта фраза показывает, что Вы находитесь внутри магической парадигмы. А потому спор с вами просто непродуктивен.

  6. girshov
    03.06.2017

    Отлично!
    Но
    1. На иллюстрации корона с девяткой, это выглядит неправильным комментарием к тексту.
    2. Буква Хэт и №8 — 8-й аркан Таро. Libratio, Карма, Themis, Правосудие, Lex.
    Это расширяет понятие «грех». Противопоставляет человеческому (грешному) закону закон Божий. http://www.psylib.ukrweb.net/books/shmak01/txt08.htm
    Закон природы существеннейшим образом отличается по самой природе своей от закона Горнего Мира. Всякий закон Горнего Мира, как абсолютный принцип, является целостной и законченной системой, распространенной от атома до высших синтезов. Он совершенен и в нем нет движения, ибо он сам по себе в своем существе заключает все бесконечно многообразные возможности всякого движения.

    «Все совершается по непреложным законам, но в различных сферах бытия очевидно должны господствовать разнородные законы (или точнее различные применения одного и того же закона), а из этой разнородности естественно вытекает различное взаимоотношение этих частных законов, так что законы низшего порядка могут являться как подчиненные законам порядка высшего, подобно тому, как, допуская специфические различия между мировыми силами, мы имеем право допускать и различное отношение между ними, допускать существование высших и более могущественных сил, способных подчинять себе другие». (Владимир Соловьев)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: