несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

О РУКОПИСИ «ТИХОГО ДОНА». ПИСЬМО ЕВГЕНИИ КУЗНЕЦОВОЙ

Возможно, что был не один экземпляр рукописи «Тихого Дона». В начале нулевых я была приглашена в дом Зои Борисовны Томашевской*. Когда-то она была профессором параллельного курса в Мухинском училище, где я училась. К сожалению, я не была тогда близко с ней знакома.Через много лет судьба нас свела.

Зоя Борисовна пригласила меня в гости, и я с трепетом переступила порог этого удивительного дома… Несколько часов я слушала истории об Анне Андреевне Ахматовой, Бродском и о том, как мама З.Б.– Ирина Николаевна Медведева–Томашевская – исследовала рукопись, полученную из рук петербурженки по имени Мария Акимовна, которая получила эту рукопись от своего отца, бывшего в дружбе с автором. К сожалению, забыла я фамилию этой женщины. Знаю только, что Мария Акимовна** жила в доме на Малой Морской, в том же подъезде, где жил Юрий Темирканов. Прежде я (по удивительному совпадению!) бывала у нее в доме и тоже слышала про рукопись от нее самой.Только она не говорила что за рукопись была. Лишь про факт, что друг отца оставлял ему на хранение важную для себя рукопись, ее бережно хранили, но автор за ней больше не пришел. Причину не помню.

З.Б. говорила именно о рукописи, полученной от М.А. Сравнивала конечно же, с напечатанным текстом романа. Я запомнила хорошо, потому что удивилась, что З.Б.говорила о рукописи, полученной от женщины, которая мне рассказывала о той же рукописи. Я тогда не знала о том,что З.Б. и М.А. знакомы.

А Зоя Борисовна рассказывала, как переправляли исследование Солженицыну, как потом книгу под литерой «Д» вместо имени автора печатали в Париже. О том, что уже много времени спустя после загадочной и трагической кончины матери переиздали книгу уже в России с указанием имени автора. На прощание мне подарили экземпляр этой книжки.

——————-
* Зоя Борисовна Томашевская (1922-2010) – архитектор и художник, дочь, выдающегося литературоведа Томашевского Бориса Викторовича и его жены Ирины Николаевны Медведевой–Томашевской (1903–1973), написавшей книгу «Стремя «Тихого Дона», изданную в 1974 году в Париже (Прим. А.Ч.) Умерла она в Коктебеле. случилось так, что ее архив попал в чужие руки. Возможно, был просто вынесен на помойку.

** Мария Акимовна Асеева, племянница (а не дочь) Николая Пудовича Асеева (1871–1952) – казак, уроженец станицы Павловской Хоперского округа Области Войска Донского, впоследствии учёного-металлурга, профессора петербургского Горного института. После разгона Первой Государственной Думы бывшего ее депутата Ф. Д. Крюкова выслали с Дона в Петербург, и Асеев нашел ему место помощника библиотекаря в Горном институте. Асеев сохранил архив Крюкова. (Прим. А.Ч.

 

ОТВЕЧАЕТГелла Брюсс:

Марию Акимовну Асееву я знала и бывала у неё дома на Малой Морской (тогда Гоголя) в бывшем доме гр. Уварова (д. 21); действительно, Темирканов был соседом по подъезду. Все разговоры о Крюкове хорошо помню, но рукописей его мне не показывали (1977-78 годы, возможно, их уже там не было). И точно помню, что другом Крюкова она называла своего ОТЦА, а не дядю; говорила, что уже в советские годы он был ректором Горного института, которому якобы завещал всю свою огромную библиотеку по горному делу. Почему же оказалось, что не отец, а дядя? Не знаю. Загадка. Вот и Е. Кузнецова пишет, что ОТЕЦ. — И подтверждения его ректорства я тоже не нашла.

ОТ ПУБЛИКАТОРА:
Отчества-то разные. Значит, были братья-Асеевы, и оба дружили с Крюковым.


Другие материалы о «Тихом Доне» на «НЕСТОРИАНЕ»

One comment on “О РУКОПИСИ «ТИХОГО ДОНА». ПИСЬМО ЕВГЕНИИ КУЗНЕЦОВОЙ

  1. Л.Ворокова
    16.04.2016

    Вот, уже теплее! Есть, есть где-то подлинник «Тихого Дона». Как интересно будет сравнивать догадки нынешних исследователей ТД с драгоценной рукописью Федора Дмитриевича, не тронутой корыстными руками наскоро испеченных гениев!

Добавить комментарий

Information

This entry was posted on 15.04.2016 by in Тихий Дон, Федор Крюков, Шолохов.

Навигация

Рубрики

