несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

Андрей ЧЕРНОВ. «И Я БЫ МОГ…»

Пушкин: мечты и кошмары 1820-х

19 октября. Святой для него день.

К очередной лицейской годовщине достойно было бы рассказать о первой любви поэта. И приложить пушкинский портрет Кати Бакуниной, красавицы и художницы. Она, старшая сестра однокашника и тезки поэта, навещала брата в Царском Селе, и едва ли не половина первого лицейского курса была в нее влюблена. Грифельный ее профиль, до сих пор не узнанный, появляется на чистом листе в пушкинской лицейской тетради.

Екатерина

Екатерина Бакунина. Рисунок Пушкина. ПД 829. Л. 58 об. Ок. 1819. Атрибуция АЧ

Екатерина Бакунина/ Автопортрет/ 1816

Екатерина Бакунина. Автопортрет. 1816

А вот портрет ее братца Александра.

Александр Бакунин. ПД 834. Л 14 об.

Александр Бакунин. ПД 834. Л 14 об. Атрибуция АЧ

Александр Павлович Бакунин. Фото начала 1860-х

Александр Павлович Бакунин. Фото начала 1860-х

В других тетрадях Горчаков, Матюшкин, даже малоприятный Модинька Корф (ПД 831. Л. 63). Тоже не узнанные, не атрибуированные.

Федор Матюшкин. ПД 831. Л. 63

Федор Матюшкин. ПД 831. Л. 63

Лицеист Федор Матюшкин

Лицеист Федор Матюшкин

ПД 831. Л. 63 Модест Корф

ПД 831. Л. 63 Модест Корф

Юный барон Модест Корф

Юный барон Модест Корф

А вот на том же листе между Матюшкиным и Корфом узнанный когда-то М. А. Цявловским лицеист и будущий Алекандр Горчаков. Три лицеиста рядом. Значит, ошибки быть не может:

Лицеист Александр Горчаков. ПД 831. Л. 63

Лицеист Александр Горчаков. ПД 831. Л. 63

А можно наконец-то обнародовать портрет Екатерины Карамзиной. Тынянов полагал, что это тайная и неразделенная пушкинская любовь. На Мойке, умирая, Пушкин попросил, чтобы она его перекрестила на дальнюю дорожку.

Карамзина. ПД 838. Л. 6 об.

Карамзина. ПД 838. Л. 6 об. Атрибуция АЧ

Жан Анри Беннер. Портрет Екатерины Карамзиной. 1817

Жан Анри Беннер. Портрет Екатерины Карамзиной. 1817

Или вот Александра Россет, в замужестве Смирнова. Нет, в нее он не влюбился. Слишком умной для юных своих лет казалась эта девушка. Но портрет-то дышит любовью. Наверное, потому его и принимали то за профиль Натальи Николаевны, то за Екатерину Ушакову. Меня же отвел от ошибки и по сути выручил мраморный бюст красавицы, хранящийся, как оказалось, в музее Смирновых в Тбилиси. Спасибо интернету.

Смирнова-Россет. Рисунок Пушкина. ПД 1083. Л. 1 об.

Смирнова- Россет. Рисунок Пушкина. ПД 1083. Л. 1 об. Атрибуция АЧ

Написал в Тифлис (наудачу!) хранителю музея Александру Сватикову, и он прислал мне сделанную им фотографию:

Бюст Александры Смирновой-Россет в Тбилисском музее Смирновых

Бюст Александры Смирновой-Россет в Тбилисском музее Смирновых. Скульптор Карл-Фидрих-Вихман. Рим. 1834

Пушкинские рисунки – невербальный текст. И бездонный кладезь живого вдохновения.

Только вот в голову почему-то лезут совсем не благостные мысли.

19 ОКТЯБРЯ 1827

Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!

Инфернальный этот сюжет начинается еще в начале 20-х. Страшные тени неминуемого грядущего падают на беспечное настоящее. Так бывает, особенно с поэтами.

Александр Воронков, мой челябинский друг, предположил, что в 1828 году Пушкин в тетради ПД 838 Пушкин иллюстрирует роман Яна Потоцкого «Рукопись, найденную в Сарагосе». И попал в точку: на лицевой стороне того же листа оказался профиль Яна (Ивана) Потоцкого. Читал ли Пушкин этого автора? Читал. Вот он сам пишет в «Путешествии в Арзрум»: «Смотрите путешествие графа И. Потоцкого, коего ученые изыскания столь же занимательны, как и испанские романы».

ПД 838. Л. 99 об. Исповедь обуянного.Иллюстрация к роману Потоцкого

ПД 838. Л. 99 об. Исповедь обуянного. Иллюстрация к роману Потоцкого. Предположение Александра Воронкова

ПД 838. Л. 99. Набросок профильного портрета Яна Потоцкого

ПД 838. Л. 99. Набросок профильного портрета Яна Потоцкого. Атрибуция АЧ

Ян Потоцкий. Художник Александр Варнек. 1810

Ян Потоцкий. Художник Александр Варнек. 1810

В романе Потоцкого некоего молодого человека (сначала одного, потом другого) истязают два оборачивающиеся двумя прекрасными незнакомками демона. Ночь любви восхитительна, но наутро каждый из молодых людей просыпается у подножия виселицы, а обнимают его два полуразложившихся трупа братьев Зото,  повешенных разбойников.

Первый молодой человек сошел с ума. Это он, всклокоченный, на одном из рисунков Пушкина в ПД 838 рассказывает молодому военному свою историю. Дело происходит не в тюрьме, как может это показаться, а в зарешеченном доме отшельника.

Пушкинистка Татьяна Григорьевна Цявловская, не сопоставив пушкинские рисунки с текстом романа Потоцкого, решила, что в них отразился нереализованный поэтом сюжет о влюбленном бесе. Но фигура повешенного над очагом (Л. 42 об. тетради ПД 834) – прямая иллюстрация к «Рукописи, найденной в Сарагосе».

Позволим себе пространную цитату:

«…Близ очага я поставил зажженную свечу, но она вдруг погасла, и я почувствовал, как смертельный ужас леденит кровь в моих жилах. Кто-то потянул за одеяло, и вдруг услышал тихий голос, произносящий такие слова:

– Это я, Камилла, твоя мачеха; я вся дрожу от холода. Милый Пачеко, уступи мне местечко под одеялом.

Миг спустя другой голос прервал:

– Это я, Инезилья, позволь мне прилечь на твою постель. И мне тоже холодно.
И вдруг я ощутил, как холодная рука треплет меня по подбородку. Я собрал все силы и воскликнул:

– Изыди, сатана!

На что оба голоса вновь тихо отвечали:

– Как? Ты гонишь нас? Разве ты нам не муж? Нам холодно, мы разведем огонь в печи.

И в самом деле, вскоре потом слабое пламя вспыхнуло в кухонном очаге. Когда немного рассвело, я увидал не Камиллу и Инезилью, а двоих братьев Зото, висящих над самым очагом.
При этом ужасном зрелище я едва не лишился чувств; вскочил с постели, выбросился в окно и побежал в поле. Вскоре я счёл, что мне повезло и я счастливо избежал, всех этих ужасов, но, обернувшись, заметил, что висельники гонятся за мной
…»

…Эта бесовка Инезилья из Севильи еще аукнется – и даже в рифму! – в пушкинских стихах.

Бес у жаровни и повешенный. ПД 834. Л. 42 об

Бес у жаровни и повешенный. ПД 834. Л. 42 об

Пушкин даже попытался переложить стихами начало романа Потоцкого.

Та же Цявловская пишет: «„Альфонс садится на коня… “ – вольное переложение одного из эпизодов французского романа графа Яна Потоцкого „Dix journées de la vie d’Alphonse Van-Worden “, Paris, 1814. Месть повешенных разбойников объясняется в романе тем, что повешенные были несправедливо осуждены. Альфонс оказывается жертвой этих мстителей, однако храбрость его побеждает их демонские козни».

Приведу заключительные строки из этого незнаменитого, оставшегося в черновике отрывка:

…Вот выезжает он в долину;
Какую ж видит он картину?
Кругом пустыня, дичь и голь…
А в стороне торчит глаголь,
И на глаголе том два тела
Висят. Закаркав, отлетела
Ватага черная ворон,
Лишь только к ним подъехал он.
То были трупы двух гитанов,
Двух славных братьев-атаманов,
Давно повешенных и там
Оставленных в пример ворам.
Дождями небо их мочило,
А солнце знойное сушило,
Пустынный ветер их качал,
Клевать их ворон прилетал.
И шла молва в простом народе,
Что, обрываясь по ночам,
Они до утра на свободе
Гуляли, мстя своим врагам…

Пройдет несколько лет и к тому же сюжету прильнут многочисленные рисунки декабристских виселиц, пейзажи братской могилы на островке Гоноропуло, строка «И я бы мог, как шут ви<сеть>…» над рисунками с декабристской виселицей.

Рукопись романа Потоцкого Пушкин попытается разыскать уже в 30-х. В этом деле он попросил помочь Елизавету Ксаверьевну Воронцову. И в начале 1834 получил такой ответ (оригинал по-французски):

«…мои поиски рукописи о трех повешенных графа Ивана Потоцкого оказались безуспешными. Вы, конечно, понимаете, милостивый государь, что я обратилась к первоисточнику. У его родных нет ее; возможно, потому что граф Иван Потоцкий окончил жизнь одиноким, в деревне, рукописи его были по небрежности утеряны».

Граф Потоцкий застрелился в 1815-м, в дни Священного конгресса узнав об окончательном присоединении любимой его Польши к Российской империи.

И еще привет другу-поэту в братскую Польшу. Над головой нарисованного Пушкиным Адама Мицкевича (раньше это изображение считали портретом Веневитинова и даже Евгения Онегина) оказалась монограмма. Под сухой веткой дерева четырьмя штрихами начерчена лигатура «А+М». Свидетельствую, что других таких графических «случайностей» в наследии АСП нет.

Адам Мицкевич., подписанный над его портретом монограммой АМ. Рисунок Пушкина. ПД 1084. Л. 2.

Адам Мицкевич., подписанный над его портретом монограммой АМ. Рисунок Пушкина. ПД 1084. Л. 2. Атрибуция АЧ

Адам Мицкевич. Художник И. Шмеллер. 1829

Адам Мицкевич. Художник И. Шмеллер. 1829

Пушкинский портрет Адама Мицкевича сделан на листе с проектом «Предисловия» к VIII–IX главам «Евгения Онегина».

Но кто автор монограммы? Пушкин или Мицкевич? Ау, братья-ляхи!..

…На брошенный в файсбук запрос откликнулась Алина-Александра Радзивилл, литератор и переводчик из Варшавы. Она прислала факсимиле с подписанной Мицкевичем книги его стихов (Mickiewicz, Adam. Poezye Adama Mickiewicza, Tom I. Wilno: Drukiem Józefa Zawadzkiego, 1822). Да, польский поэт и впрямь иногда перечеркивал петелькой (как бы горизонтальным штрихом) первую половинку буквы «М», получая при этом начальную букву своего имени.

Подпись Мицкевича

Подпись Мицкевича

Пушкин был имперцем, как сейчас бы сказали, «ватой». Поляков он не одобряет. Но за судьбу друга волнуется.

Польское восстание разведет двух поэтов по разные стороны баррикад. Однако это случится чуть позже.

Еще:

ПРОДОЛЖАЮ ВЫКЛАДЫВАТЬ РИСУНКИ ПУШКИНА,
связанные с темой Лицея.
.

ПД 834. Л. 11. Е. А. Эгнельгардт

ПД 834. Л. 11. Е. А. Эгнельгардт. Атрибуция АЧ

ПД 834. Л. 13. Эгнельгардт и Калипсо Полихрони

ПД 834. Л. 13. Эгнельгардт и Калипсо Полихрони. Атрибуции АЧ

Егор Антонович Энгельгардт

Егор Антонович Энгельгардт

В 1823 году, видимо, узнав об отставке Егора Антоновича Энгельгардта, поэт рисует два его портрета. Второй (ПД 834. Л. 13) – графическая эпиграмма (под погрудным портретом Калипсо Полихрони). Первый (ПД 834. Л. 11) также свидетельствует о непростых отношениях лицеиста Пушкина со своим директором, как-то обронившим фразу о безнравственном сердце своего ученика.

Портрет нарисован рядом с профилями Воронцова и его жены. Кляксу, которая упала на лист перед носом учителя, Пушкин обратной стороной пера, как живописной кистью, превратил в шутовской колпак. Получилось, как в комиксах. Если переводить на вербальный, то Энгельгард произносит что-то вроде: «Пушкин, ты кончишь шутовским колпаком, или колпаком висельника!»

Напомню пушкинский рисунок того же времени: бес сидит перед жаровней (см. выше), а над жаровней образ нагой девы и висельник в остроконечном колпаке.

Строка на виселицами декабристов «И я бы мог как шут ви[сеть]…», сдается, из этого пророчества. По счаcтью несбывшегося.

Да, еще стоит вспомнить слова Карамзина: «Честный человек не должен заслужить того, чтобы его повесили»
…А фраза Энгельгадта звучала так: «Его сердце холодно и пусто: в нем нет ни любви, ни религии: может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце». Бедный Егор Антонович. Впрочем, это мнение оглашено в личном дневнике наставника.

P.S. О поиске голодаевской могилы пятерых казненных (мы нашли ее в 1990-м по пушкинским рисункам) подробнее см. в моей книжке «Длятся ночи декабря»:

https://nestoriana.wordpress.com/2014/07/25/pushkin-gonoropulo/

ЗАВЕРШАЮ ПУБЛИКАЦИЮ ПУШКИНСКОЙ ГАЛЕРЕИ ЛИЦЕИСТОВ:
.

Сверху Пущин, под ним левее Дельвиг.Пять портретов Кюхли разного возраста. Справа Рылеев. Рис. Пушкина. Начало января 1826

Сверху Пущин, под ним левее Дельвиг.Пять портретов Кюхли разного возраста. Справа Рылеев. Рис. Пушкина. Начало января 1826

Тетрадь ПД 835. Л. 81 об.
Сверху Пущин, друг «первый» и «бесценный». (Атрибуция А. М. Эфроса.)
Под ним, чуть левее, Дельвиг. (Атрибуция Т. Г. Цявловской.)
И пять портретов разновозрастного Кюхли. (Атрибуция А. М. Эфроса.) И еще один – с чертами Кюхли, но в женском одеянии. Видимо, это сестра Кюхельбекера Юлия (Ульяна). Познакомились они наверняка в Лицее. А в начале 1830-х она станет посредником между Пушкиным и Кюхлей в издании сочинений ссыльного декабриста. (Предположение АЧ.)
На этом рисунке Ульяна – олицетворение скорби, надгробный памятник.
В чем дело? Да в том, что эти рисунки на полях черновика «Онегина» Пушкин сделал в начале января 1826 года. Он только что получил петербургские газеты, где сообщалось о мятеже в столице. О Кюхельбекере же было сказано, что он «вероятно, погиб в деле».
Пушкин поверил. Он не знает, что Вильгельм Карлович бежал, и что схватят его только в Варшаве.
Поэт оплакивает друга-поэта. Разумеется, стихами.
Вот эти стихи (ранее их никак не интерпретировали):
.
Под каким созвездием,
Под какой планетою
Ты родился, юноша?
Ближнего Меркурия,
Аль Сатурна дального,
Марсовой, Кипридиной?
.
Уродился юноша
Под звездой безвестною,
Под звездой падучею,
Миг один блеснувшею
В тишине небес.
.
«Падучая звезда» – это рылеевская «Полярная звезда». На зря же на соседнем листе напротив онегинской строки «Когда падучая звезда…» появляется первый набросок рылеевского профиля.
Вот и на этом листе справа от Кюхли портрет Рылеева. (Атрибуция А. М. Эфроса.)
.
PS
.
Итак, из двадцати девяти его однокашников сегодня мы знаем пушкинские портреты десятерых. Были известны портреты Пущина, Дельвига, Кюхельбекера и Горчакова. Добавился еще один портрет Горчакова, а также лица Бакунина, Корфа, Матюшкина, Вольховского, Данзаса, Корсакова, Ну и Куницына.
См. здесь:
http://wp.me/p2IpKD-Yf

Жаль, не знаем, как выглядел Броглио. (В сети за его портрет ходит или его лицейский рисунок натурщика, или портрет, в подлиннике подписанный Achille Lйonce Victor Charles, Duc de Broglie (Ашиль Леонс Виктор Шарль, 3-ий герцог де Брольи.) А нам нужен тот, который Сильвио. Тот, что в 1820-м погиб за свободу Греции.

Его портрет должен быть в пушкинских тетрадях. Но как узнаешь?

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 19.10.2015 by in Пушкинистика, Рисунки Пушкина.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: