несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

ВЫРА И РОЖДЕСТВЕНО. ЦУГЦВАНГ В ДЕБЮТЕ

Еще несколько архивных фотографий Набоковых. Уточню только, что все снимки Елены Ивановны и ее детей сделаны Карлом Буллой 12 (25) августа 1908 года. В этот день Владимир Дмитриевич вышел из «Крестов» после трехмесячного заключения (сидел за подпись под «Выборгским воззванием»).

Эти снимки датируют и 1908-м, и 1907-м годом. Но малютке Елене, самой младшей сестре Владимира Владимировича, на вид не полтора, а как раз два с половиной года. (Брат Сергей родился 12 марта 1900, Ольга 5 января 1903, а Елена 31 марта 1906.) А красотке Ольге, сидящей на коленях у бабушки Марии Фединандовны, никак не четыре, а пять с половиной.

Да и не могут дворянские дети год носить одни и те же прически и одну и ту же одежду.

А на фотографии 1910 года большая зала рождественской усадьбы. Черные и белые клетки пола – не паркет, это новомодный итальянский материал – линолеум. И в самом центре доски угрожает забившемуся в угол мраморному королю то ли ферзь, то ли «тура».

Этот интерьер лучше любых комментариев объяснит, почему никогда не видевший шахмат Александр Лужин приходит в такое волнение при встрече со своей судьбой:

«…И вдруг Лужин отчетливо услышал за своей спиной особый, деревянно-рассыпчатый звук, от которого стало жарко, и невпопад стукнуло сердце. Он осторожно обернулся. Кребс и единственный тихоня в классе проворно расставляли маленькие, легкие фигуры на трехвершковой шахматной доске. Доска была на скамье между ними. Они сидели очень неудобно, боком. Лужин, забыв дочинить карандаш, подошел. Игроки его не заметили. Тихоня, когда, много лет спустя, старался вспомнить своего однокашника, никогда не вспомнил этой случайной шахматной партии, сыгранной в пустой час. Путая даты, он извлекал из прошлого смутное впечатление о том, что Лужин когда-то кого-то в школе обыграл, чесалось что-то в памяти, но добраться было невозможно.

«Тура летит»,- сказал Кребс. Лужин, следя за его рукой, с мгновенным паническим содроганием подумал, что тетя назвала ему не все фигуры. Но тура оказалась синонимом пушки. «Я просто не заметил»,– сказал другой. «Бог с тобой, переиграй»,– сказал Кребс.

С раздражающей завистью, с зудом неудовлетворенности глядел Лужин на их игру, стараясь понять, где же те стройные мелодии, о которых говорил музыкант, и неясно чувствуя, что каким-то образом он ее понимает лучше, чем эти двое, хотя совершенно не знает, как она должна вестись, почему это хорошо, а то плохо, и как надобно поступать, чтобы без потерь проникнуть в лагерь чужого короля. И был один прием, очень ему понравившийся, забавный своей ладностью: фигура, которую Кребс назвал турой, и его же король вдруг перепрыгнули друг через друга. Он видел затем, как черный король, выйдя из-за своих пешек (одна была выбита, как зуб), стал растерянно шагать туда и сюда. «Шах, – говорил Кребс, – шах»– (и ужаленный король прыгал в сторону) – «сюда не можешь, и сюда тоже не можешь. Шах, беру королеву, шах»».

…Вот и король оказался под ударом.
Такова судьба рождественских обитателей. Как еще при Петре началось с бегства царевича в эмиграцию, так при Ленине ею и закончилось.

Хранительница рождественского музея Екатерина Семочкина сообщила мне, что в хранящихся в музее копиях описания города Рождествена (начало 1780-х) сказано: «…для правительства два дома построенных имеются в особом от той слободы месте, где прежде имелся дворец его Высочества Государя Царевича и Великого Князя Алексея Петровича». А в руках у Ирины Авикайнен, директора музея, недавно оказался ранее не виданный план, и там обозначено на месте нашего дома нечто, имеющее статус значимой постройки (специальный значок, которым на этой карте обозначены только важные постройки), а карта середины XVIII века.

Значит, и впрямь, как мы предполагали еще в 1970-х, именно на месте Рождественской усадьбы стоял дворец царевича Алексея. И отсюда Алексей Петрович бежал в Литву.

Но неправду говорят, что при советской власти Набокова не печатали. Еще как печатали. Советские журналы охотно публиковали его шахматные этюды.

Вл. Набоков с альбомом бабочек. Рождествено. Август 1908

Вл. Набоков с альбомом бабочек. Фотограф Карл Булла. Выра. Август 1908

Вл. Набоков с матерью и дядей Василием Рукавишниковым. Фотограф Карл Булла. Рождествено. Август 1908

Вл. Набоков с матерью и дядей Василием Рукавишниковым. Фотограф Карл Булла. Выра. Август 1908

Елена Набокова с детьми Сергеем, Ольгой, Еленой, Владимиром. Фотограф Карл Булла. Рождествено. Август 1908

Елена Набокова с детьми Сергеем, Ольгой, Еленой, Владимиром. Фотограф Карл Булла. Выра. Август 1908

Три поколения Набоковых: мать Елена Ивановна, отец Владимир Дмитриевич, бабушка Мария Фердинандовна, тетя Прасковья Николаевна Тарковская, дети Елена, Ольга, Владимир и Сергей. Фотограф Карл Булла. Рождествено. Август 1908

Три поколения Набоковых: мать Елена Ивановна, отец Владимир Дмитриевич, бабушка Мария Фердинандовна, тетя Прасковья Николаевна Тарковская, дети Елена, Ольга, Владимир и Сергей. Фотограф Карл Булла. Выра. Август 1908

Батово. 1916. Усадьба Рылеева, а в конце XIX века М.Ф.Корф. При советской власти тут был клуб. Сгорела в 1924. Рассказывали, что поджигали на спор, с какой спички загорится

Батово. 1916. Усадьба Рылеева, а в конце XIX века М.Ф.Корф. При советской власти тут был клуб. Сгорела в 1924. Рассказывали, что поджигали на спор, с какой спички загорится

Вырский дом Владимира Дмитриевича и Елены Ивановны Набоковой Фото 1920-х или 1930-х. До войны тут был ветеринарный техникум. Дом погиб при отступлении немцев.

Вырский дом Владимира Дмитриевича и Елены Ивановны Набоковой Фото 1920-х или 1930-х. До войны тут был ветеринарный техникум. Дом погиб при отступлении немцев.

Зала в Рождественской усадьбе. Фото 1910 г.

Зала в Рождественской усадьбе. Фото 1910 г.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 27.09.2015 by in Набоков, Поэты.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: