несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

СМЕСОИПОСТАСНАЯ ТРОИЦА НА РИСУНКЕ ПУШКИНА 1821 ГОДА

Падающий нож гильотины под головой Марата (внизу справа) и на шее князя Александра Ипсиланти. ПД 831. Л. 46. Лето 1821. Атрибуция С.А.Венгерова

Падающий нож гильотины под головой Марата (внизу справа) и на шее князя Александра Ипсиланти. ПД 831. Л. 46. Лето 1821.

Лист 46 во Второй кишиневской тетради (ПД 831)
Сверху набросок французского письма к неизвестному.
На этом же листе читаем строки:

Одна черта руки моей,
И ты довольна, друг мой нежный…

Тут же окончание стихотворения «Гроб юноши».
План «Братьев разбойников».
«Песнь о вещем Олеге». Программа: «Олег в Византию – Игорь и Ольга – походы…»

Рисунки: Княгиня Ольга (в рост, с короной на голове), поспешивший на помощь восставшим грекам князь Ипсиланти (атрибуция С. А. Венгерова). Шею ему рубит падающий нож гильотины, слава Богу, это пушкинское пророчество не сбылось.

6 марта 1821 года он, генерал-майор русской армии, с группой этеристов перешёл через Прут и воззвал дунайские княжества к восстанию против турок.
См. в пушкинском шифре X главы «Онегина»:

…Безрукий князь друзьям Мореи
Из Кишинева уж мигал…

Князь Александр Ипсиланти

Князь Александр Ипсиланти

Правую руку князь потерял еще в 1813-м, в битве под Дрезденом.
На этом же листе дважды профиль Марата (подписан), Карл Людвиг Занд (подписан) немецкий студент, в 1819-м убивший консервативного писателя Августа фон Коцебу. Пушкин в тот год пишет:

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казнённом прахе.
В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Внизу (погрудно, в три четверти на нас) Пьер-Луи Лувель, купеческий сын, казненный в 1820-м за убийство герцога Беррийского. Не подписан, но легко узнаваем. Его же профиль, отчасти перекрытый другим рисунком, чуть выше (узнали пушкинисты А. М. Эфрос и М. Д. Беляев). А еще выше (видимо, в рифму) профиль бежавшего от революции в Россию графа Ивана Степановича Лаваля, тестя будущего декабриста Сергея Трубецкого. (Атрибуция АЧ. Ср. с подписанным портретом на листе, вырезанном из Лицейской тетради; по новому шифру ПД 25. Л. 1 об.) В салоне у Лавалей на Английской набережной в 1819-м поэт читал оду «Вольность». Екатерина, дочь Ивана Степановича, последует за мужем в Сибирь.

В высокой молдавской шапке князь Георгий Матвеевич Кантакузин (атрибуция Г. Ф. Богача) – участник Отечественной войны, в 1812 полковник русской службы, один из вождей гетерии. По свидетельству И. П. Липранди, Пушкин был частым посетителем его кишиневского дома. Рядом его жена Елена Михайловна, урожденная княжна Горчакова, сестра лицеиста и пушкинского однокашника Александра Горчакова. (Также атрибуция Г. Ф. Богача.) Как указывает Черейский, 12 апреля 1814 она посетила брата в Царскосельском лицее, где познакомилась с Пушкиным. По утверждению Ивана Пущина, к ней адресовано стихотворение Пушкина «Красавице, которая нюхала табак» (1814).

Но что за странное совмещение фаса и профиля в верху листа?
Просто какой-то Пикассо за сто лет до Пикассо.

Полагали, что это странный такой портрет князя Игоря.
А оказалось, что это редчайшая икона Смесоипостасной Троицы: три Лица в одном.

Икона по происхождению западная. Известна с XIV века. С XVII столетья ее неоднократно запрещали и католики, и православные. Но вот она аукнулась на черновике Пушкина. Спасибо за подсказку моему другу, Варяжскому и Балтийскому епископу Апостольской православной церкви отцу Григорию (Михнову-Вайтенко), который навестил СПб и упомянул об этой иконе. Я, признаться, впервые услыхал о такой. Хотя и занимался (не год и не два!) Троицей Андрея Рублева.

PS. СПРАВКА:
11224323_668642393235444_1908241031322924057_n
Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска (Западная Сибирь). До 1926 года находилась в Ново-Тихвинском женском монастыре близ Тобольска, сейчас – в Свердловском областном краеведческом музее. Доска 31×24×2 см, темпера, масло, оклад утрачен. Из сборника «Сибирская икона». Омск, 1999. Самые необычные иконы «Святой Троицы» – смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Смесоипостасная икона «Святая Троица» — большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 07.09.2015 by in Пушкинистика, Рисунки Пушкина.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: