несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

А. Ю. Чернов. ОПИСАНИЕ ПУШКИНСКИХ РИСУНКОВ В ПД 829

(Лицейская тетрадь Пушкина с добавлениями в нее позднейших черновых записей в Петербурге, на юге и, возможно, в Михайловском.). Формат 389 на 242
Воспроизведение:
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=4012

«В 1817 г., на пороге окончания Лицея, Пушкин задумал издать собрание своих стихотворений. Тогда-то в отдельной тетради им самим и его друзьями-лицеистами с отдельных листков и с лицейских рукописных журналов было переписано сорок одно пушкинское стихотворение. Издание не состоялось, и потому впоследствии Пушкин продолжал здесь свои записи, а также подверг неоднократной правке юношеские произведения. По традиции в научной литературе эта тетрадь называется Лицейской» (Д. С. Лихачев и С. А. Фомичев).

Поскольку в пушкинодомском описании рабочих тетрадей поэта (А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Т. I. СПб – Лондон. 1995) рисунки аннотированы весьма скупо, без портретных атрибуций, а в некоторых, впрочем, редких случаях, с пропусками, мне представляется необходимым дополнить работу моих предшественников.

*Ссылка «по Жуйковой» означает номер рисунка в издании: Р. Г. Жуйкова. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. СПб. 1996.

Ниже пагинация архивная (карандашом в кружке в правом верхнем углу).

Л. 15.
Арабеска-птица. Перо

Л. 26 об.
Голова лошади. Перо

Л. 29 об.
Арабеска-птица. Перо

Л. 33.
Голова и шея лошади. Перо

Л. 43.
Пять женских головок (и два наброска к ним). Карандаш и перо
Слева сверху оплечный портрет Жозефины Велио (№ 882 по Жуйковой), который Л. А. Краваль определила как изображение Софьи Иосифовны Велио. Но это ошибка, поскольку тут нарисована девочка-подросток (1802—1820), а ниже и правей и впрямь три оплечных портрета Софьи Велио, (1793—1840). Она была старшей сестрой Жозефины и фавориткой Александра I. (См. № 875—883 по Жуйковой.)
Среднее изображение Жуйкова считает портретом А. И. Истоминой (№ 383).
Мужской (или женский?) профиль. Карандаш и перо

Л. 43 об.
Секира. Перо

Л. 44.
Занесенный палаш (с крестовиной, но без рукояти). Перо

Л. 44 об.
Голова в кивере. Копье. Перо

Л. 45.
Деревья, лира на ветке и у корней древа, семиствольная цевница, дудочка, фиал в гирлянде. Эскиз виньетки в овале: нагая муза с лирой. Погрудный портрет П. А. Катенина (№ 418 по Жуйковой. Определение М. Я. Басиной). Две мужские (?) головы. Карандаш
Копье и мужской оплечный портрет Вордсворда. (№ 165 по Жуйковой. Предположение М. Д. Беляева). Перо

Л. 45 об.
Пистолет. Армейский тесак. Лошадь в попоне. Набросок портрета Катенина (прорисовка на просвет карандашного портрета с лицевой стороны листа). Перо

Л. 46.
Поцелуй. (Рисунок и набросок к нему.) Рисунок человеческого уха. Карандаш

Л. 47.
Посредине листа недорисованный набросок ромбовидной «ямы». Перо

Л. 47 об.

Тот же рисунок в цвете

«…Необходимость самовластья / И прелести кнута».

Арабеска-птица. Женский профиль. Фигура Александра I (определение АЧ) с кнутом, стоящая на голове Карамзина (оплечный портрет при орденской звезде). № 399 по Жуйковой. Карамзина определил А. М. Эфрос. (По пушкинодомскому Описанию это «мальчик, гоняющий кубарь».) Еще одна птица-арабеска гипертрофированным когтем ослепляет Карамзина. Справа человеческий палец с острым ногтем (Аналог вербального «К ногтю!»). Перо
Женский оплечный портрет. Оперная певица Елизавета Сандунова. Определение Л. А. Краваль. (Ранее Л. И. Певзнер предполагала, что это Вилло, гувернантка в доме Томиловых.) № 163 по Жуйковой.) Перо

Л. 48.
Женская ножка в туфельке.
Женские ноги под просвечивающей юбкой.
Набросок профиля императора Павла. Определение Т. Г. Цявловской. (№ 580 по Жуйковой.) Перо

Л. 48 об.
Рисунок ромбовидной ямы с «похороненном» в ней зачеркнутым словом.

Л. 49.
Оплечный портрет П. П. Каверина. Атрибуция АЧ. См. л. 55 и 57. (№ 129 по Жуйковой. А. М. Эфрос увидел здесь Батюшкова. Однако сравни с двумя профилями Батюшкова на листе протокола заседания «Зеленой лампы» ПД 763: № 130 по Жуйковой.) Перо

Л. 50.
Восемь женских портретов, половина из которых оплечные (нижний из набросков замаран). Карандаш и перо
Сверху слева оплечный портрет Е. С. Семеновой (в кокошнике). Определение А. М. Эфроса. № 751 по Жуйковой. См. также № 753—755.
Второй в верхнем ряду оплечный портрет М. И. Вальберховой в ¾ влево. Определение И. Н. Медведевой. № 150 по Жуйковой.
Третий в верхнем ряду оплечный портрет Е. С. Семеновой (?). Определение И. М. Медведевой. № 752 по Жуйковой.
Женское лицо в ¾ влево, крайний правый рисунок в верхнем ряду. М. И. Вальберхова (?). Определение А. М. Эфроса. № 151 по Жуйковой.
Справа на полях смазанный перьевой портрет Е. С. Семеновой (?)
В следующем ряду ниже: слева набросок портрета Е. С. Семеновой.
Справа оплечный портрет А. М. Колосовой, подписанный карандашной буквой «К». № 436 по Жуйковой. Определение А. М. Эфроса.

Л. 50 об.
Повторение в карандаше на просвет четырех портретов с лицевой стороны листа.

Л. 51.
Голова человека с торчащими вперед зубами. Портрет-эпиграмма. (См. л. 54. Или И. Н. Ланов. См. № 465 по Жуйковой.)Перо

Л. 51 об.
Оплечный портрет М. С. Лунина под рисунком кинжала. Ниже набросок к этому портрету. Слева на линии обрыва листа еще один кинжал. (№ 471 по Жуйковой. Определение А. М. Эфроса.) Карандаш и перо

Л. 52.
Кинжал (без рукояти). Жирная кошка. Погрудный портрет И. А. Каподистрии. (№ 397 по Жуйковой. Определение М. Д. Беляева.) Перо

Л. 52 об.
Мужской профиль (перерисовка с медальона?). Набросок пейзажа. Армейский палаш. Перо

Л. 53.
Сюжет «Умысел на цареубийство».
Имитация подписи лицейского преподавателя Н. Ф. Кошанского, профессора русской и латинской словесности.
Дважды смазанная фр. запись un comerage (сплетня). Трубящий в рожок тритон. Александр I с крылышками и форейторским рожком. № 97 по Жуйковой. Портреты будущий декабристов В. Л. Давыдова, Никиты Муравьева (П. П. Каверин по А. М. Эфросу; № 386 по Жуйковой). Внизу оплечные портреты А. З. Муравьева и Якушкина. Определение АЧ.
Фигура Каховского (?) с занесенным палашом, рубящего колонку дат (с 1807 по 1819). Даты «1015» и «1016» (смерть князя Владимира Первокрестителя и начало правления Ярослава Мудрого). Птица-арабеска. Перо.

Рисунки Пушкина на черновике VI песни «Руслана и Людмилы». ПД 829. Л. 53. Начало 1820-х. Александр I с форейторским рожком, за ним В. Л. Давыдов. Петр Каховский (?) рубит «дней Александровых прекрасное начало», справа от колонки цифр шарж на Никиту Муравьева, внизу еще двое, вызывавшийхся на цареубийство, – полковник Ахтырского полка Артамон Муравьев и Иван Якушкин. ПД 829. Л. 53. Начало 1820-х. Атрибуция АЧ

.
Рисунок мог быть сделан и после 1825 г. См. мою публикацию в «Пушкинском празднике», М., 1982. С. 11.

Л. 53 об.
Кинжал. Перо

Л. 54.
Мужской профиль. Предположение Р. Г. Жуйковой о том, что это шарж на В. А. Жуковского (№ 362 по Жуйковой) сомнительно. Ср. с вариантом того же профиля на л. 51. Возможно, это И. Н. Ланов, определенный Г. Ф. Богачем. (№ 465 по Жуйковой.)Перо
Три профиля в ряд. Правый Ф. Н. Глинка (?), средний Я. Н. Толстой (?). Предположение Р. Г. Жуйковой. (№ 280 и 791 по Жуйковой.) Перо

Л. 55.
Сидящий мужчина. П. П. Каверин. Атрибуция Р. Г. Жуйковой. (Ср. с рисунком на л. 49 и 57.) Карандаш

Л. 56.
Копье. Четыре топора. Плаха (В Пушкинодомском описании тетради 1995 г. плаха отсутствует.) Перо

Л. 57.
Сценка кутежа. Кидающаяся штофами девица. (А. И. Истомина по предположению П. В. Анненкова. № 385 по Жуйковой.) Отвернувшийся от нее П. П. Каверин (бес с длинным хвостом). № 387 по Жуйковой. Ср. с рисунком на л. 49 и 55. Определение Я. Сабурова. Рисунок интерпретирован Т. Г. Цявловской (см. ее заметку «Влюбленный бес. Неосуществленный замысел Пушкина». // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — Т. 3. — С. 101—130):
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-101-.htm
Молодой человек, курящий трубку. Череп. Скелет.Карандаш и перо

Л. 58 об.
Два женских профиля. Левый (перечеркнутый по линии носа) определен Г. В. Пашниной как профиль Е. П. Бакуниной (№ 115 по Жуйковой). Независимо от этого правый оплечный портрет атрибуирован мною как портрет той же Бакуниной. Карандаш

Л. 59.
Голова лысого мужчины. Перо

Л. 60 об.
Неизвестный (А. Н. Муравьев по Г. А. Невелеву; я полагаю, что это может быть Илья Долгоруков; См. по Жуйковой № 500)
Николай Тургенев. Атрибуции АЧ. (№ 798 по Жуйковой). Перо
Справа в рост с саблей Никита Муравьев, по арзамасскому прозвищу Адельстан (Статный лебедь). Атрибуции АЧ. (№ 503 по Жуйковой. Другие атрибуции см. по этой ссылке). Перо
Фигура Сергея Трубецкого. Атрибуция М. Д. Беляева. № 793 по Жуйковой. ПероПеро

Л. 63.
Мужской профиль. Перо

Л. 63 об.
Нога всадника. Перо

Л. 64.
Рисунок прямоугольной ямы. «Похороненное» слово (зачеркнуто и заключено в ромб). Перо

Л. 64 об.
Кинжал и погрудный рисунок мужчины в чалме (или шляпе с завернутыми вверх полями?). Перо. Ниже бледный карандашный рисунок мужской кричащей головы. (Вероятно, оттиск вырванного правого листа этого разворота.)

Л. 65.
Верхняя часть большого рисунка чьей-то головы в чалме. Ниже бровей часть листа вырвана. Перо

Л. 65 об.
Верхняя часть большого рисунка (практически перерисовка напросвет). Перо

Л. 66.
Нечитаемые обрывки карандашных набросков.

Л. 66-а.
Профиль Екатерины II в чепце. Определение М. Д. Беляева. № 356 по Жуйковой. Перо

Л. 67.
Пейзаж: корабль на морской глади и скала с гротом. Перо

Л. 67 об.
Голова лысого мужчины с бакенбардами, женская фигура в длинном платье и в кокошнике (вероятно, Людмила). Перо
Набросок профиля Дидло (см. на смежном листе). Перо

Л. 68.
Погрудный портрет молодого Дидло. Предположение М. Д. Беляева. № 348 по Жуйковой. См. набросок того же профиля на 67 об. Перо

Л. 68 об.
Погрудный портрет великого князя Николая Павловича. Определение А. М. Эфроса. № 531 по Жуйковой. (На странице рисунок перевернут.). Перо
Фигура юноши в кафтане. Карандаш, перо.
Два недорисованный наброска чьих-то профилей. Перо
Погрудный портрет А. Ф. Орлова. Предположение АЧ. № 558 по Жуйковой. Карандаш и перо
Справа на листе погрудный портрет И. А. Дмитриевского. Предположение Т. Г. Цявловской и (независимо) Р. Г. Жуйковой. № 352 по Жуйковой. Странно предположение М. Д Беляева (№ 274) о том, что здесь изображен Гете. Перо
Лук со стрелой и стрела. Перо
Арабеска. Перо

Л. 69.
Нога военного (в сапоге со шпорой; от бедра шпага). Перо

Л. 71.
Кинжал. Слева от него слово, зачеркнутое и похороненное в ромбовидной яме. Погрудный портрет неизвестного. Перо

Л. 74 об.
Два мужских профиля (Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин. Первого определили М. Д. Беляев и Т. Г. Цявловская, второго Р. Г. Жуйкова. По Жуйковой № 319 и 756). Могильный крест и свастикоподобное надгробие. Палаш. Перо

Л. 76 об.
Голова католического монаха. Карандаш

Л. 91.
«Коленопреклоненная» русалка. Перо

Л. 91 об.
Голова птицы (?) и набросок челна (?). Перо

Л. 92 (по жандармской пагинации 78).
Оплечный портрет Дидло. Определение Р. Г. Жуйковой. По Жуйковой № 349. Перо
Рисунок человеческой ноги. Перо

Л. 92 об.

Семь карандашных рисунков.
Голова молодого Александра I в треуголке. Определение А. М. Эфроса. (По Жуйковой № 99.)
Александр I в дорожном кепи. Определение В. Е. Якушкина. (№ 98 по Жуйковой.)
За спиной императора его фаворитка Софья Велио (нарисована дважды, определена Л. А. Краваль. № 883 по Жуйковой).
Последняя из четырех женских головок (№ 876 по Жуйковой), частично перекрытая другим женским портретом), по моему мнению, – императрица Елизавета Алексеевна. Л. А. Краваль, впрочем, полагает, что это Жозефина Иосифовна Велио.
Голова мужчины с усами и бакенбардами

Л. [93, вырванный, но воспроизведенный в издании 1995 г.; архивная пагинация отсутствует, по жандармской пагинации 82; современный шифр ПД 25, л 1, об]. В публикации пушкинодомского описания (А. С. Пушкин. Рабочие тетради. Т. I. СПб – Лондон. 1995. С. 45).
И. С. Лаваль. Оплечный портрет. С пометой рукой Пушкина «Laval». (По Жуйковой № 462.) Карандаш

Л. [94, внутренняя сторона второй обложки].
Кинжал. В Пушкинодомском описании тетради 1995 г. рисунок пропущен. Перо

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 19.08.2015 by in Пушкинистика, Рисунки Пушкина.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: