несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

С. Л. Николаев. УТОЧНЕНИЕ к первому древнерусскому упоминанию восточнославянских богов

Троян Хорс Велес Перун

Фрагмент листа с упоминанием древнерусских языческих богов. Рукопись XII в.

Кроме антропонима Велесовъ в “Слове о полку Игореве” Велесъ упомянут в древнейшем списке апокрифа «Хождение Богородицы по мукам» в сборнике ГТБ ф. 304, Троицко-Сергиевское собрание №12 (2023), датируемом XII в. Отрывок, в котором упоминаются языческие боги, опубликован в «Библиотека литературы Древней Руси» (1999, т. 3) — подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской. Насколько в непонимании текста «виновата» сама Милена Всеволодовна, или она дала «гибрид» из рукописей XII и XVII вв. (которая более полная и из которой добавлялись отсутствующие в рук. XII в. фрагменты), мне не известно.

«…но забыша Бога и вѣроваша юже ны бѣ тварь Богъ на работу сотворилъ, того они все боги прозваша: солнце и мѣсяць, землю и воду, и звѣри и гади, то святѣи человѣкы, камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна, но быша обратиша бѣсомъ злымъ и вѣроваша, и доселѣ мракомъ злымъ содержими суть, того ради здѣ тако мучатся…»

Перевод: «…забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, — Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются…» В изданном тексте содержатся ошибки: «святѣе человѣкы» на месте «то сетьнѣе и ч(е)л(о)в(ѣ)чьска» (то есть «… наконец и человеческие…») и «мракомъ злым СОдержими» — в рукописи «одьржими».

Однако вот что написано в рукописи XII века: «… нъ забыша Б(о)га и вѣрова|ша юже ны бѣ тварь Б(о)гъ на работоу ство|рилъ тото они все богы прозваша с(ъ)лнце | и м(ѣ)сяць землю и водоу звѣри и гады то се|тьнѣѥ и ч(е)л(о)в(ѣ)чьска iмена та оутрия [?] Тро́я|на Хъ́рса Велеса Пероуна на б(ог)ы ѡбратиша | бѣсомъ злымъ вѣ́роваша до и доселѣ | мракомь злыимъ одьржими соуть того | ради сде тако моучать сѧ…» (л. 30).

Перевод: «… но забыли Бога и уверовали в ту тварь, которую Бог сотворил нам на потребу, и это всё они назвали богами: солнце и луну, землю и воду, зверей и гадов. Наконец они придали [своим] богам и человеческие имена, а затем и сущности (?) Трояна, Хорса, Велеса, Перуна. Уверовали в злых бесов, и доныне одержимы злым мороком. За это они здесь [в Аду] так и мучаются…»

В этом древнерусском тексте есть одно «темное» место — слово утрия, мн. ч. среднего рода. Оно не отмечено в словарях древнерусского и других славянских языков, но по форме оно — производное от корня утр— ‘нутро; внутри, внутренний’, которое, например, представлено, др.-русскими утрь, ютрь ‘внутренность’, утрьнии ‘внутренний’, утроба и т. д. Русское внутрь, внутри образовались из вън утрь, вън утри (с предлогом вън ‘в’), а нутро имеет вторичное н-, выделенное из сочетания вън утро. Можно предположить, что древнерусское (или церковнославянское) слово утрие означало ‘сущность, (внутреннее) свойство’ — это значение перекликается с др.-русским прилагательным вънутрьнии ‘духовный’.

Комментария требует также фраза » ч(е)л(о)в(ѣ)чьска iмена та оутрия [?] Тро́я|на Хъ́рса Велеса Пероуна на б(ог)ы ѡбратиша«. Здесь употреблен союз та, который значит ‘и потом’.

Здесь употреблен союз та (‘и потом’). Возможно, «процесс обожествления» Трояна, Хорса, Велеса, Перуна, которые, по мысли автора, изначально были людьми-предками или героями, происходил в два этапа: сначала грешники своих богов назвали человеческими именами своих предков/героев, а потом их с этими предками или героями отождествили. Однако та можно перевести и как более смягченное «да и». В этом случае в тексте просто отражается авторское негодование по поводу обожествления героев и наделения «зверей и гадов» человеческими именами.

Этот текст достоверно опубликован И.И. Срезневским в его труде «Древние памятники русского письма и языка (X-XIV веков)», СПб., 1863.

Читать можно тут:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14514-sreznevskiy-i-i-drevnie-pamyatniki-russkogo-pisma-i-yazyka-x-xiv-vekov-obschee-povremennoe-obozrenie-s-paleograficheskim-ukazaniyami-i-vypiskami-iz-podlinnikov-i-iz-drevnih-spiskov-spb-1863#page/212/mode/inspect/zoom/8

В известных мне греческих версиях «Хожения» фрагмент о языческих богах  отсутствует — по-видимому, он сочинен древнерусским автором (греческому тексту соответствуют только слова «того | ради сде тако моучать сѧ»).

Апокриф о хожении Богородицы по мукам имеет греческое происхождение, а истолкование языческих богов как обожествленных героев (эвгемеризм) восходит к Геродоту. В качестве примера аналогичного скандинавского толкования можно привести рассуждение исландского писателя XIII в. Снорри Стурлусона.

Цитата из Википедии: В написанной около 1220 года «Младшей Эдде» исландский скальд и историк Снорри Стурлусон утверждает, что скандинавские боги — это вожди и короли древности; с его точки зрения, их культы выросли из поклонения местам их погребения. Снорри Стурлуссон возводит родословие «отца богов» Одина к троянскому царю Приаму, связывает слова «асы» и «Азия». Согласно «Младшей Эдде», Один вместе с большой группой людей переселился из Трои на Север; по пути их «принимали скорее за богов, чем за людей». Одину приписывается основание королевских родов Дании, Швеции и Норвегии.

PS ОТ ПУБЛИКАТОРА

Св. Григорий Нисский в сочинении «К эллинам» разъяснял, что три Ипостаси относятся к отличному в Боге, а Бог есть имя единой и неразличимой сущности: «Если бы именование Бог служило к означению Лиц, то именуя три Лица, по необходимости именовали бы мы трех Богов. Если же имя Бог означает сущность, то, исповедуя единую сущность святой Троицы, не без основания славим единого Бога, потому что слово Бог есть единое имя единой сущности».
http://azbyka.ru/dictionary/09/ipostas-all.shtml
…Итак, ищем слово «утрие»?

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: