несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

СТИХОТВОРЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА, восстановленное по двум черновикам Валентином Берестовым

Автопортрет. 1821 или 1822. ПД 46. Л. 15. Попытка компьютерной расчистки пушкинского автопортрета

* * *

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жизнь люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств, /для естества/ всего.

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель…

/между 1829 и 1836 годом/

Берестовскую статью «Лестница чувств» см. здесь:
http://berestov.org/?page_id=758

Берестовская пушкинистика печаталась в «Воплях», в «Знании-сила», в «Литроссии». Но не в «Литгазете», где он когда-то в молодости работал. Эдуард Бабаев и Эйдельман, и Порудоминский, пушкинистику Берестова встречали на ура. Ведь каждая его статья была откровением и открытием.

А потом мы в «Огоньке» издали его книжечку о детстве Пушкина. И только для Берестова было сделано такое исключение: книжка была ровно вдвое толще, чем прочие, изданные в этой серии. Просто сокращать там было решительно нечего.

А еще Берестов нашел два стихотворения Пушкина в… ПСС Пушкина. Они там были напечатаны как народные песни: «Как за церковью за Немецкою…» (последнее пушкинское стихотворение) и «Уродился я несчастлив…» (из подборки, переданной АСП Киреевскому; Пушкин тому предложил угадать, «что поёт народ, а ято смастерил я сам»). Загадку эту сумел разгадать только Берестов.

Двенадцать лет назад я писал о его пушкинских открытиях в «Новой газете»:
http://www.novayagazeta.ru/society/20728.html

Дилетанты шептались, что ВБ предлагает «смелые гипотезы». Но никакой «завиральностью» в берестовских статьях не пахло. Они все были академически проработаны и безукоризненно выстроены. А потому и не опровергнуты. Мне неизвестно ни об одной претензии, высказанной в его адрес профессиональными пушкинистами.
А.Ч.

One comment on “СТИХОТВОРЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА, восстановленное по двум черновикам Валентином Берестовым

  1. Л.Ворокова
    21.04.2015

    Вторая часть стихотворения — всем известная поэтическая жемчужина, а вот первую в соединении со второй лично я прочла впервые. В ней есть очень близкие мне строки:

    Еще хранятся наслажденья
    Для любопытства моего,

    По-простому, по-живому и по-великому 🙂
    И эти наслаждения — весь окружающий мир! Вдохновляет.

    Спасибо за публикацию!

Добавить комментарий

Information

This entry was posted on 21.04.2015 by in Берестов, Поэты, Пушкинистика and tagged .

Навигация

Рубрики

