несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

РВАНЫЙ СМОКИНГ ПОЭТА АРОНОВА

4739466_5292169

Вот сюртук его с рваной полой,
След дуэли…
Давид Самойлов

«МК» выпустил-таки книгу Александра Аронова.

Мы ее ждали. С друзьями поэта (Жуховицкий, Гутионтов, Олег Хлебников, Михаил Яснов, Григорий Кружков, Нина Аршакуни) и еще с моими друзьями, Сашу не знавшими, мы пол-лета составляли его том: набирали, вычитывали, вспоминали утраченные стихи и варианты строк, переписывались, собирались у Татьяны Сухановой-Ароновой и обсуждали текстологические решения (все только с ее согласия!), определяли по рукописям поэта даты написания (Аронов редко их ставил, потому многие даты даны в угловых скобках), даже ссорились. В начале сентября я передал в «МК» сверстанный в PDF, готовый к печати том. И типографию мы нашли. Недорогую, но замечательную Подольскую фабрику офсетной печати.

В ней книга в результате и вышла.

Но другая.

В начале нашей работы мы звали Александра Минкина присоединиться. Он вежливо отказался, сославшись на занятость. Но когда вернувшийся из отпуска главный редактор «МК» отдал указание своему сотруднику всё перекроить, Минкин ослушаться не посмел.

Нас об этом оповестили через вдову поэта. Мы, дураки, не спорили. Тем более, что никакого договора с нами не заключали. Ну не подошло, так не подошло. Бывает. Просили мы только об одном: берите, пользуйтесь, но не портите. И покажите, когда переделаете. Потому что в прошлом своем издании (2002 г.) «МК» налепил столько ошибок… В одном случае даже знаменитый эпиграф на книжной странице превратился в первую строку Сашиных стихов.

С согласия вдовы поэта мы выложили в сеть нашу версию ароновского избранного.

Что ж, дождались.

Кое-что из наших правок издатели, впрочем, учли: тут строфу восстановили, здесь строчку поправили. Но покой рукописей (они хранятся в домашнем архиве, и Татьяна Константиновна готова передать их государству) не потревожили. Удовольствовались малой тягой.

…Открыл электронный томик, и сразу же резануло. «МК» еще раз похоронил поэта: титул книжки более похож на мраморную надгробную плиту. Фото в кладбищенском овале и имя. За титулом идет собранная из публикаций в «МК» статья Александра Минкина. В ней нам предлагают познакомиться с дюжиной стихотворений из этой же книжки (Все аккуратно, целиком процитированы. Так затыкают текст, когда нечего сказать.)

А вот верстка этого «Избранного» и впрямь раритетна. Теперь такой уже встретишь: видно, что человек никогда не имел дело ни с книгой, ни со стихами. Скажем, ровно на половине оборвана «Баллада о сволочи». Просто не поместилась в одну страницу, а верстальщику надо было на следующей, нечетной, поставить шмуц. Переверстывать – хлопотно. Ну и «срубил хвост». (Кто ж заметит, что баллада без хвоста?»)

В результате вместо трагического стихотворения имеем гимн верности идеалам комсомола и доносительства.

Но ведь на то и избранное, чтобы не включать многих лучших стихов, но поместить массу проходных, газетных. Не так ли, г-н Минкин?

В силу той же славной то ли газетной, то ли комсомольской традиции, вы кроили поэта по живому.

Особенно это касается датировок.

Они практически целиком сфальсифицированы.

Напечатанная в 59-м в самиздатовском «Синтаксисе» Александра Гинзбурга «Веселенькая история» датирована 78 годом.

«Прямо в осень идут кусты…» А вот тут внизу стоит и не краснеет дата 1959. Хотя стихи были написаны в день ввода советских войск в Чехословакию и осенью того же года опубликованы в «МК».

«Пророк» датирован 65 г. А по тетради это 78. Да и прочитал поэт эти стихи друзьям впервые уже в новом здании МК (не один я это помню).

Стихотворение «Афганистан» – 82-й. Хотя в тетради авторская дата 14 апреля 1988.

«Нежелание быть испанцем». Датировано 1991-м. На самом деле написано в последние Брежневские годы. (Что подтвердит Павел Гутионтов, да и аз, грешный, не позабыл.) И добавлена как бы авторская сноска, указывающая, что в строчках «И дохлый ваш генералиссимус / На стеклах всех грузовиков» речь о… ну, да, конечно, о Франко.

«Записки Хефтлинга». Датировано  85-м. Авторская дата Январь 1983.

«Последний день я прожил хорошо…» Стоит 1997. Но в тетради «4 августа», а год указан на соседнем листе: 1984.

«Третий закон Мальбека». Стоит 1970. Но в рукописи черным по белому 6 января 1979. (Даты и первого и второго законов также выдуманы и преподнесены, как авторские.)

И т. д., и т. д, и т. д.

Самое знаменитое стихотворение Аронова «Остановиться, оглянуться…» посвящено А. (!) Жуховицкому. Вообще-то он Леонид. Но точно такая опечатка была в книжке 2002 года.

С посвящениями беда. Видимо, по тем же принципиальным соображениям некоторые похерены. (Иные вместе со стихами.) Это касается и тех, что открывали единственную прижизненную подборку поэта в толстом журнале.

Ознакомиться с этим шедевром текстологии, отбора, верстки и равнодушия можно в электронной библиотеке «ImWerden». И тут же отыскать для сравнения наше интернет-издание:

http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=last_update&cid=409

Покупать ли «комсомольскую» версию Аронова в книжном? Каждый решит сам. Мне же почему-то вспомнился бессмертный палиндром Ильи Фонякова:

ЛОМ О СМОКИНГИ ГНИ, КОМСОМОЛ

Гнули и продолжают гнуть. Как отцы завещали. Оплешививые мальчиши-плохиши под бредовым, вылинявшим до липкой желтизны брендом, свою банку варенья вылизывают до блеска.
////////////////////////////////////////////////////
РЕЦЕНЗИЯ ВАДИМА ПЕРЕЛЬМУТЕРА:
http://magazines.russ.ru/arion/2015/4/17p-pr.html

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 13.10.2014 by in Поэты, Хроники изнаночного времени.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: