несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

«СЛОВО О ПОЛКУ». АВТОР ИЗВЕСТЕН

Пишу вчера по скайпу моему другу, пушкинодомцу Александру Боброву, мол, Саша, встречал ли ты где в летописях, чтобы юноша-князь, лет пятнадцати или двадцати отроду, титулован был аж до седьмого колена не только отчеством, но и дедчествами?

Ну, пусть не юноша, пусть седовласый великий киевский или владимирский князь…

Я на такое наткнулся в рассказе Никоновской летописи о том, как Юрьевичи, Михалко и Всеволод (в будущем Большое Гнездо), пошли из Чернигова во Владимир и на подходе были атакованы Мстиславом (будущим «Безоким»). Но случилось чудо на Белеховом поле и Мстислав бежал.

Рассказ начинается так:

В Лѣто 6684 (1176) …онъ же поиде къ нимъ съ меншимъ братомъ своимъ со Всеволодомъ; с ними же иде и князь Владимеръ Святославичь, внукъ Всеволожь, правнукъ Олговъ, праправнукъ Святославль, препраправнукъ Ярославль, пращуръ великого Владимера*, и идоша къ Москвѣ… (ПСРЛ. Т. 9. С. 254).

* Переписчик смутно представлял значение слова «пращур» и отнес его не к предку, а к потомку. (Видимо, текст оригинала был ветхим, затертым, да еще и с выносными буквами. И должен быть реконструирован примерно так: .»…пращур <его> великий Владимир».

Налицо семичастное кольцо генеалогической магии: от юного Владимира Святославича до Владимира Святославича Старого. С полным перечислением всех промежуточных звений:

 I. Владимир Святославич Святой (+ 1015)

II. Ярослав Мудрый (+ 1054)

III. Святослав Киевский (+ 1076)

IV. Олег Тмутараканский (+ 1115)

V. Всеволод Киевский (+ 1146)

VI. Святослав Киевский (+ 1194)

VII. Владимир Святославич Черниговский (+ 1201)

«Нет, – отвечает мне знаток русского летописания и специалист по «Слову о полку Игореве» А.Г.Бобров, – такого не встречал».

«Саша, – пишу ему, – а ведь речь о том самом князе, которого я восемь лет назад атрибуировал как автора «Слова о полку».

То, что древнерусские книжники помнили пророчество автора «Слова», говорят цитаты из него в дюжине древнерусских произведений. «Слово» цитирует Даниил Заточник, отклинулось оно в «Повесть о разорении Батыем Рязани» и в «Задонщине»… А изображение Владимира Черниговского трижды (!) встречается в миниатюрах Радзивиловской летописи, скопированной, вместе с картинками, с летописного кодекса начала XIII века. И редко какой князь (даже Великий) удостаивался миниатюры с изображением его отпевания. А вот Владимир Черниговский удостоился. (Три миниатюры см. по ссылке внизу этого поста.)

Благодаря его мужеству на Белеховом Поле был разбит хитроумный Мстислав, а Юрьевичи сели во Владимире. То есть все последующие владимирские и московские князья по гроб жизни были обязаны подвигу этого юноши.

О чем я и писал в заметке «Живые шереширы» в судьбе автора «Слова», в которой показывал, что именно этот человек – первый интеллигент и первый диссидент Руси, за сорок лет да катастрофы на Калке обличавший свой класс в разорении Русской земли. И он же автор «Слова о полку».

В честь его подвига на Белеховом поле (не обнажив меча, сумел смутить и опрокинуть атаковавшего с вершины холма оконенного врага в тяжелых панцирях!) он был призван на княжение в Новгород, а в Старой Ладоге, в диаконнике Георгиевской церкви, была написана фреска, на которой святой воин едет на коне безо всякого оружия, с одним флажком, и усмиряет змея не сталью, а Божьим словом.

И вот что важно: что в словах Никоновского летописца (а, верней, его давнего предшественника) звучит отсылка к заголовку, который для древнерусской литературы XII века также уникален в генеалогической своей развертке: «Слово по полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова».

…Я никогда занимался «поисками» этого древнерусского поэта, считал это пустой тратой времени.  Почему же теперь так уверен в этой своей атрибуции и не прячусь за спасительными для репутации исследователя словами «предположение» или «гипотеза»? Да потому что кроме косвенных аргументов (таких, например, как эта выписка из Никоновской летописи), в самом тексте есть прямые указания на то, что случалось в жизни только с одним человеком в мире. Повествуя про поход Игоря, его близкий родич и сын центрального героя поэмы Святослава Киевского, как любой лирический поэт в конечном счете рассказывает о себе и наполняет текст уникальными подробностями своей жизни и своей судьбы. Всё, что смог, я собрал в работе «Живые шереширы» в судьбе автора»Слова».

Она выложена здесь:

https://nestoriana.wordpress.com/2012/10/09/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B8%D1%80%D1%8B-%D0%B2-%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B5-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/

А здесь полемика на ту же тему с лингвистом Сергеем Николаевым:
https://nestoriana.wordpress.com/2014/10/10/spor-s-nikolaevym-ob-avtore-slova/

Реконструкция древнерусского текста и стихотворный перевод «Слова». Читаю здесь:
https://nestoriana.wordpress.com/2014/10/08/the-tale-of-igors-campaign/

 

 

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: