несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

РИФМА КАК ФЕНОМЕН МАГИЧЕСКОЙ АРХАИКИ

2014-09-16 07-42-22

 Древности Старой Ладоги. Находки с волховского берега

Литературоведы слепили и не различают два понятия: рифмовку (закрепленный в композиции стихотворения фонетический повтор) и рифму (психо-эстетический феномен, метаморфозу образа при сходстве звучания).

Собственно рифма — наследие магической архаики. Это шаманская превращалка. Мы знаем ее по детским дразнилкам…

Вовку можно превратить в Волка. А Сашку – в замарашку, или известно во что…

Не зря же светская античная поэзия регулярной рифмы не знала, чуралась ее.

До Маяковского последовательно этим приемом пользовался автор «Слова о полку»: Святославо – злато слово; Игоре – возере и т. д.

О рифмах «Слова» см. в моей книжке «Хроники изнаночного времени»:
http://chernov-trezin.narod.ru/Hroniki.pdf

А рифмовка – это только «сигнальные звоночки» (Ахматова) композиции.

Про генезис рифмы я когда-то писал в Литучебе. Потом в двух номерах была дискуссия:

А. Чернов. Штрихи к двум портретам рифмы // Лит. учеба. 1978. № 5. С. 176–184. Отклики: М. Гаспаров. К автопортрету рифмоведения // Там же. С. 185–187;  Д. Самойлов. Что такое рифма? Там же.  № 6. С. 162–164; Ю. Минералов. Эта классическая современная рифма.  Там же. С. 164–168; Д. Лихачев. О статье Андрея Чернова // Там же. С. 168; Поэтич. перевод «Слова о полку…». // Там же. 1979. № 3. С. 69–79; От переводчика // Там же. С. 79–83.

Покорно прошу не счесть републикацию этого текста Д. С. Лихачева актом хвастовства или хамства. Просто реплика Дмитрия Сергеевича в давней нашей дискуссии о рифме (в «Литучебе» с Михаилом Гаспаровым и Давидом Самойловым) определила путь дальнейшего исследования «Слова». Через двадцать лет, в Новгороде, познакомившись в моем пересказе с результатами штудий фонетики «Слова о полку Игореве», другой академик, Андрей Анатольевич Зализняк, придет к лингвистическим доказательствам подлинности «Слова». (См. Зализняк А. А. «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста / Изд. 3-е, доп. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2008). 

РЕПЛИКА ЛИХАЧЕВА:

А. Чернов сделал в своей статье множество тончайших и интереснейших наблюдений.

Для М. Л. Гаспарова — нашего превосходнейшего стиховеда — эти наблюдения сливаются в «автопортрет» самого А. Чернова. Это верно, но для меня статьи А. Чернова и М. Л. Гаспарова еще и показатели «уровня» — уровня современной науки о стихе и в какой-то мере уровня современного стиха.

Ибо без чувства рифмы нет и самой рифмы. Чтобы рифма «действовала», у читателя должен быть слух к ней. Наука же идет и за самим стихом, и за читателем.

И еще одно. Если и не все наблюдения А. Чернова над рифмами в «Слове о полку Игореве» безусловно верны, если все же многие не были сознательно созданы автором «Слова», то какая-то часть их все же верна, а это значит, что во времена «Слова» существовала высокая поэтическая культура. Произведение может быть менее талантливо или более талантливо, но «техника» должна быть единой и общей. По моему глубокому убеждению, произведений такой же поэтической культуры, что и «Слово», должно было быть много: техника создается не автором, а традицией. Гений, а особенно гений средневековый, творит в существующей технике, и он должен иметь понимающего читателя, хотя бы и немногочисленного. «Слово о полку Игореве» не могло быть создано в XVIII веке, так как в XVIII веке техника рифмы и стиха была совершенно иной, но в XII веке она могла быть именно такой, какой ее нам показывает А. Чернов. Но это предмет особого исследования.

Д. Лихачев. О статье Андрея Чернова // Литературная учеба. 1978. № 6. С. 168.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 06.10.2014 by in Поэты.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: