несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

ШЕКСПИР. «ГАМЛЕТ». Четвертая редакция моего перевода и комментария. Август 2017

image005

Кликнуть здесь:
Гамлет 15 августа 2017

НО СНАЧАЛА – ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ. И ТО, ЧТО В КНИЖКУ НЕ ПОПАЛО

Посмотрев постановку «Гамлета» в Ермоловском театре, московский физик Александр Борун поделился со мной таким наблюдением:это пьеса о мировой лжи.

Он прав. Гамлет играет сумасшедшего, Горацио, Розенкранц и Гильденстерн – его друзей, злодей Клавдий – заботливого дядю…

Офелия любит Гамлета. Но предает, согласившись стать живой приманкой (ее подсылают Король и Полоний, желая «пошпионить» за Гамлетом). И сходит с ума, когда ее отца убивает отец ее будущего ребенка.

Лжет, что «выходит на братский поединок» Лаэрт (сам предложивший королю смазать рапиру ядом).

Вынужден лгать и говорить обиняками Призрак (лишенный личностной воли, он только перчатка на руке и сатаны). Гамлет его намеки на то, чтобы обратиться к Христу и отказаться от мести, пропускает мимо ушей. (Как, впрочем, и Лаэрт, который мучительно борется собственной совестью, запрещающей ему мстить.)

Лгут королю его послы.

Лжет сладкая парочка школьных приятелей Гамлета.

Лгут «друзья этой страны» (слова Горацио), наёмники-швейцарцы. Когда начнется восстание Лаэрта, ни один из них не попытается защитить короля. Они просто сбегут.

Искусней всех лжет Горацио. Лжет так, что сумел обмануть и принца, и всё зрительское человечество, которое считало и продолжает считать его «честнейшим из людей» и единственным другом Гамлета. И никто не обращает внимания на то, что на другой день после того, как принц сослан а Англию, Гораций уже на службе у короля. Скоро он придет к королеве с доносом на Офелию, предупредит короля о восстании Лаэрта и по монаршей просьбе проводит возлюбленную Гамлета к роковой иве.

Королева лгала мужу, изменив с его братом.

На погребении Офелии лжет священник. Лжет Богу. И сам признается в том. Отпевать самоубийцу каноны запрещают. Но король велел похоронить дочь Полония с почестями, значит, надо исполнять. Хотя и «по усеченному обряду».

Врут и актеры, играющие «Мышеловку». Гамлет это знает и заранее их корит.

Про ложь Полония можно и не комментировать. (См. его наставления своему шпиону Рейнальдо.)

Прикидывается шутом и безвредной «букашкой» Озрик (Азраил – ангел смерти).

Может показаться, что не лжет Фортинбрас. Но ведь в Данию он приходит обманом…

Ни разу не солгали только Второй могильщик (простак-идиот) да не успевший родиться Робин, сын Гамлета и Офелии.

Перед нами не просто трагедия, но трагедия тотальной лжи, где переосмысливаются и доводятся до рокового абсурда слова Жака из шекспировской комедии «Как вам это понравится»: Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль.

И в этом смысле «Гамлет» – трагедия-предупреждение.

Кому? Да всему человечеству. Нам с вами.

ДОПОЛНЕНИЕ:

Марк Борнштейн. КОЕ-ЧТО О «КОРОЛЕВСКИХ ПИРАТАХ» В «ГАМЛЕТЕ»

Внезапная командировка Гамлета в Англию – логически понятный ответ Клавдия на «Мышелов ку». Принц объявил, что знает все подробности убийства отца, и дяде ничего не остается делать (в его понятиях), как вслед за братом убить племянника.

До убийства Полония командировка держится в секрете. Знают конвоиры — Розенкранц и Гильденстерн. И еще Полоний. После нечаянного убийства Полония командировка обретает внутридворцовое оправдание: ради спасения принца.

Когда перед уходом из опочивальни матери Гамлет спрашивает мать об Англии, она так легкомысленно отвечает, что правда, она и забыла. И тут Гамлет открывает ей глаза на подлинную цель командировки: не в Англию его отправляют, а к отцу. Но что он не намерен сидеть на пороховой бочке, а сам подкопается под саперов.

Итак, плаванье. Вечером – отплытие, а ночью, когда все уснули, Гамлет прокрадывается в каюту друзей-тюремщи ков, выкрадывает письмо короля к Англичанину, убеждается в том, что его подозрения верны на все сто, и подменяет письмо. Спасся! Наутро нападают пираты, идут на абордаж, но как только Гамлет со шпагой перескакивает на их корабль, тут же отваливают. При этом не захватывают судно,

Не грабят его,

Не требуют с принца выкупа,

Обращаются с ним по-джентльменски,

Возвращают в Данию,

Доставляют письма Гамлета Горацио,

И при этом знают. что делают.

Странное поведение пиратов, не так ли? И что же в таком случае является целью их экспедиции, если не спасение принца? (они же не могут знать, что прошедшей ночью тот уже сам себя спас).

А с вопросом, кто же снарядил эту экспедицию, я промучался несколько лет. Ну конечно, не Гертруда – не мог же Клавдий сообщить ей, что отправляет сына на смерть. Допозревался до предположения о некоторой тайной оппозиции режиму, хорошо осведомленной о дворцовых тайнах. Чушь – об этом у Шекспира ни полслова.

И все-таки — Гертруда, больше некому. Значит, ночной урок не прошел даром. Она узнала об убийстве мужа. А в этом и ее вина: какой смысл Клавдию убивать короля при законном наследнике, если бы не уверенность в последующей женитьбе на любовнице-королеве, легитимизирующей узурпацию трона? И в убийстве Полония она тоже повинна: позволили ж ему подслушивать за ковром.

Вот почему она демонстративно пьет яд в финальной сцене. Мотив – спасение сына (спасибо Диме Крымову, который это понял и показал в театре имени Станиславского в 2002-м).

Три письма передает матрос Горацио: одно адресовано ему самому, другое – королю, и тот его читает Лаэрту, и третье – королеве. Текст этого третьего неизвестен, но наверняка там были слова: «благодарю, миледи», или проще: «СПАСИБО, МАМА».

ОТ ПУБЛИКАТОРА. О ГЕРТРУДЕ
Выпивая тот кубок, она и сына спасала, и, поскольку глаза он ей открыл, себя убивала… Два в одном, как принято сегодня выражаться. Но тут больше, чем два. Она еще и эксперимент ставила, последнюю проверку производила: если сын всё придумал, значит, в кубке будет не яд, а безвредная жемчужина. Если же яд, то она умрет вместо сына на глазах у сына. И тот дальше медлить не будет.

Петр Аршакуни. «ГАМЛЕТ». НОВОСТИ ИЗ БРАТСКОЙ НОРВЕГИИ

«Гамлета» редко ставят целиком. Как правило, текст с различной степенью неистовства сокращают и перекраивают — просто потому, что «Гамлет» длинный.

Зачастую под раздачу попадают первый монолог Горацио (о дуэли старшего Гамлета со старшим Фортинбрасом) и сцены отбытия и возвращения послов Вольтиманда и Корнелия. Они, казалось бы, имеют отношение скорее к территориальным претензиям принца Норвежского, нежели к датскому династическому кризису, отчего бы ими не пренебречь.

Но вот что, по-моему, занимательно.

Как радостно сообщает нам могильщик, в день, когда родился принц Гамлет, датский монарх заколол короля Норвегии. Значит, Фортинбрас, сын Фортинбраса, к этому времени если не рождён, то, во всяком случае, зачат.

Но тридцать лет спустя он, как и Гамлет, по-прежнему принц. И послов своих Клавдий отправляет к дяде Фортинбраса, королю Норвегии.

При живом наследнике (причём способном собрать войско, достаточное для войны с Данией, а значит, и для свержения узурпатора) подобный расклад, насколько я понимаю, возможен только в том случае, если дядя принца, став регентом, позаботился о том, чтобы жениться на вдове своего покойного брата-короля.

А за происходящим в соседнем королевстве с интересом наблюдает Клавдий. И делает выводы.

P.S. Тридцатилетняя история, за последней неделей которой наблюдает зритель, начинается с дуэли Гамлета и дуэлью Гамлета завершается.

ОТ ПУБЛИКАТОРА:
Лежало на поверхности, а за четыреста лет никто не поднял… Понял и поднял Петр Аршакуни, показавший, что Клавдий – не только узурпатор, стянувший датскую корону, но и плагиатор. Женившись на вдовствующей королеве, он повторил трюк «старого норвега», похитившего корону у молодого Фортинбраса после того, как старый Гамлет убил старого Фортинбраса. Ситуация зеркальная: «старый норвег» (король Норвегии) – дядя молодого принца Фортинбраса. Ну разве что брата он не убивал, это за него сделал старый Гамлет. Зеркальность имен (два Фортинбраса и два Гамлета) о том и говорит. Только до Петра Аршакуни никто не обращал внимания на эту подсказку Шекспира.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Информация

This entry was posted on 12.04.2014 by in Гамлет, Шекспир.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: