несториана/nestoriana

древнерусские и др. новости от Андрея Чернова

НЕ СВОЕЙ СМЕРТЬЮ. К 60-ЛЕТИЮ СОБЫТИЯ

О том, как откинулся усатый Сатанаил

Магнитогорск. 1931. Фото Маргарет Бурк-Уайт (из журнала "Лайф"). Памятник Ленину Снесен в 1932-м

Ленин как Человек-трибуна. Магнитогорск. 1931. Фото Маргарет Бурк-Уайт (из журнала «Лайф»). Памятник снесен в 1932-м

«Молчит неверный часовой, /Опущен молча мост подъемный, / Врата отверсты в тьме ночной…» Пушкин. Вольность. Ода.

Официальная версия: Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили), родившийся 21 декабря 1879 года в грузинском селении Гори, член коммунистической партии с 1898-го, Первый секретарь ЦК партии (за четыре месяца до смерти Сталин поругался с Политбюро и сложил с себя звание генсека), Генералиссимус СССР, Председатель Совета Министров СССР, Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда умер 5 марта 1953 года в результате атеросклероза, приведшего к инсульту.

…В самом конце 1970-х тогдашний мой товарищ критик Владимир Вигилянский дал мне почитать тамиздатовскую «Загадку смерти Сталина» Абдурахмана Авторханова. (Мы знали, что бывает за такие книжки, но это не было поводом их не читать.) Одна из версий Авторханова (со ссылкой на письмо неназванных старых большевиков), к сожалению, купированная в последующих изданиях, выглядела примерно так:

Банда четырех – Маленков, Хрущев, Булганин и Берия. Собрались за городом. Пошли в лесок прогуляться. (В помещении такое не обсуждают.)

Один сказал, что Сталин – великий вождь и учитель.

По кругу каждый это повторил. Но крайний сказал, что трудно ему, Сталину. И с годами все трудней.

– Да, возраст свое берет.

– Ох, берет…

– Берет, мать его!..

– Нам, товарищи, и думать, что же делать, если совсем плох станет…

– А может быть его в Соловки заточить?

Это гениальный ход вечно косящего под дурачка Никитки.

Берия Хрущевской хитрости не вычисляет и сам лезет ловушку:

– Оттуда его освободят китайцы из солидарности, или американцы из любопытства.

Ловушка захлопнулась, и Никитка подписывает Сталину (а заодно и Берии) смертный приговор:

– Лаврентий, мы же в этих делах ничего не смыслим. Тебе и карты в руки.

Занавес.

Однажды в руки мне попал толстенный выпуск газеты «Советский спорт», датированный 5 марта 1953 года. На обложке портрет в черной рамке. А после официального сообщения о смерти  полтора десятка полос, густо заполненные парт-хоз преобразованиями, реструктуризацией и реорганизацией ведомств, перемещениями и проч. Стало ясно, что подготовка к славному событию велась не один день.

…И уже в начале восьмидесятых мой знакомый тушинский таксист, в молодости служивший срочную во втором, внешнем кольце ближней дачи Сталина, уверял меня, что вождь был мертв уже 28 февраля. Почему? Да потому, что в этот день сменилась охрана внутреннего кольца. И они, во втором кольце, это видели, поскольку на самой даче на пост заступили совершенно новые, незнакомые ребята.

Таксист не знал, что вечером 1 марта сотрудник охраны Лозгачёв обнаружил Сталина, лежащим на полу в малой столовой Ближней дачи, а потом несколько дней длилась «борьба за жизнь» никак не хотевшего умирать вождя. Но одно дело неверное умозаключение, а другое  подлинное наблюдение, на основании которого это умозаключение делалось. Это та малость, которая опрокидывает все рассуждения о том, что по периметру дома посты были расставлены «по системе», и  один офицер видел другого, стоявшего у другого входа. Итак, 28 марта, когда Сталин неожиданно поехал в Кремль, и вернулся оттуда под утро с Берией и Хрущевым, кто-то сменил охрану на входе в дом.

И уже в наши дни писатель Эдвард Радзинский рассказал трогательную историю, которую слышал от охранников сталинских апартаментов. Мол, в ту ночь сам Хрусталев (тот самый, который «Хрусталев, машину!») от имени Сталина велел всем лечь и крепко спать. (Чего, разумеется, раньше никогда не происходило.) Последнее подтверждено сотрудниками внутренней охраны Ближней дачи, на полвека пережившими своего хозяина. См. видео:

http://video.yandex.ru/users/eas4/view/802

Поскольку исторические аналогии суть политические технологии, вспомним еще о двух кончинах двух самовластных русских правителей.

*     *     *

Член английского Тайного Совета при королеве Елизавете дипломат и путешественник Эдвард Горсей в своих записках о России вспоминает, что Иван Грозный вознамерился узнать, когда он умрет, и велел привезти ему с Севера России всех ведьм и колдунов, каких только найдут.

Но лучше процитирую:

Царь, в гневе не зная на что решиться, приказал доставить немедленно с Севера множество кудесников и колдуний, привезти их из того места, где их больше всего, между Холмогорами (Collonogorod) и Лапландией (Lappia)(122). Шестьдесят из них были доставлены в Москву, размещены под стражей. Ежедневно им приносили пищу и ежедневно их посещал царский любимец Богдан Бельский (Bodan Belskoie) — единственный, кому царь доверял узнавать и доносить ему их ворожбу или предсказания о том, что он хотел знать.

Этот его любимец, утомившись от дьявольских поступков тирана, от его злодейств и от злорадных замыслов этого Гелиогабалуса, негодовал на царя, который был занят теперь лишь оборотами солнца. Чародейки оповестили его, что самые сильные созвездия и могущественные планеты небес против царя, они предрекают его кончину в определенный день; но Бельский не осмелился сказать царю так; царь, узнав, впал в ярость и сказал, что очень похоже, что в этот день все они будут сожжены. У царя начали страшно распухать половые органы – признак того, что он грешил беспрерывно в течение пятидесяти лет; он сам хвастал тем, что растлил тысячу дев, и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни. <…>

В полдень он пересмотрел свое завещание, не думая, впрочем, о смерти, так как его много раз околдовывали, но каждый раз чары спадали, однако на этот раз дьявол не помог. Он приказал главному из своих аптекарей и врачей приготовить все необходимое для его развлечения и бани. Желая узнать о предзнаменовании созвездий, он вновь послал к колдуньям своего любимца, тот пришел к ним и сказал, что царь велит их зарыть или сжечь живьем за их ложные предсказания. День наступил, а он в полном здравии как никогда. «Государь, не гневайся. Ты знаешь, день окончится только когда сядет солнце».

 Бельский поспешил к царю, который готовился к бане. Около третьего часа дня царь пошел в нее, развлекаясь любимыми песнями, как он привык это делать, вышел около семи, хорошо освеженный. Его перенесли в другую комнату, посадили на постель, он позвал Родиона Биркина (Rodovone Boerken), дворянина, своего любимца, и приказал принести шахматы. Он разместил около себя своих слуг, своего главного любимца и Бориса Федоровича Годунова (Boris Fedorowich Goddonove), а также других. Царь был одет в распахнутый халат, полотняную рубаху и чулки; он вдруг ослабел (faints) и повалился навзничь. Произошло большое замешательство и крик, одни посылали за водкой, другие – в аптеку за ноготковой и розовой водой, а также за его духовником и лекарями. Тем временем он был удушен (he was strangled) и окоченел.

Некоторая надежда была подана, чтобы остановить панику. Упомянутые Богдан Бельский и Борис Федорович, который по завещанию царя был первым из четырех бояр и как брат царицы, жены теперешнего царя Федора Ивановича, вышли на крыльцо в сопровождении своих родственников и приближенных, их вдруг появилось такое великое множество, что было странно это видеть. Приказали начальникам стражи и стрельцам зорко охранять ворота дворца, держа наготове оружие, и зажечь фитили. Ворота Кремля закрылись и хорошо охранялись. Я со своей стороны, предложил людей, военные припасы в распоряжение князя-правителя (the prince protector). Он принял меня в число своих близких и слуг, прошел мимо, ласково взглянув, и сказал: «Будь верен мне и ничего не бойся».

Горсей пишет, что царь was strangled & stark dead «…Он был удушен и окоченел» (традиционно это переводили как «испустил дух и окоченел»). Новейшие комментаторы единодушны: «пассивный залог английского глагола дает нам основания именно для такого перевода и интерпретации этого места как уникального известия о насильственной смерти царя. Царь Иван умер 18 марта 1584 г. Горсей называет «свидетелей»: Богдана Вольского и Бориса Годунова, связанных, как известно, узами родства Версию Горсея поддерживает ряд источников начала XVII в.: Временник Ивана Тимофеева, Пискаревский летописец, Новгородская летопись. Об отравлении царя писали И. Масса, гетман Жолкевский». (Горсей Дж. Путешествия сэра Джерома Горсея // Записки о России XVI – начало XVII. Пер. А.А. Севастьяновой. М.: МГУ. 1991. ч. 2).

*     *     *

Ну а первая смерть такого рода на Руси – гибель Вещего Олега в Ладоге.

Когда век назад, накануне крушения основанной Олегом империи, автор «Нового Сатирикона» написал «Неизвестно из-за чего Олег умер, но точно известно, что последним его словом было ”Змея!”», он, надо думать, решил, что это такая весьма удачная шутка.

Сошлюсь однако на собственные разыскания:

Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров реконструировали «основной миф», лежащий в фундаменте культур многих народов, в том числе и индоевропейских (см. их работу: «Исследования в области славянских древностей», М., 1974.). Согласно этому мифу бог неба раз в год поражает огненной стрелой выползшего на камень змееподобного бога земли. И начинается очистительный дождь. У скандинавов громовержец Тор бьется с мировым змеем, который хвостом обнимает все земные материки, у славян в роли Тора Перун, а имя его противника, видимо, — Велес (Волос). «Скотьим богом» (богом скота и богатства) Волосом клянутся при заключении договоров с греками Олеговы дружинники в 907-м и воины Святослава в 971-м.

Но в «Повести временных лет» Велес отсутствует.

Т. А. Бернштам объяснила разницу между Велесом и Волосом:

Сквозь легенду о Всеславе зримо проступает миф о поединке Велеса и Перуна, а мотив кидания жребия на деву, приговариваемую к участи Велесовой невесты, приводит нас в Ладогу, первую столицу Рюрика. Именно здесь от укуса змеи Вещий Олег гибнет после того, как обещает, вернувшись в Киев, перебить солгавших ему волхвов.

Упомянутую в новгородских и северных летописях могилу Олега в Ладоге еще в пушкинское время Зориан Доленга Ходаковский отождествил с огромной сопкой на берегу Волхова, находящейся в километре к северу от Ладоги близ деревеньки Велеши. Эта сопка на повороте Волхова к озеру, — последнее, что видно из Ладожской крепости, если смотреть от церкви святого Георгия или от находящегося сразу за ней Земляного городища. Здесь важно и то, что эта сопка находится на пределе просматриваемого пространства (и зрительно замыкает его), и то, что она защищает город с той стороны, откуда приходят находники-викинги.

Итак, в 912 году в Ладоге Вещий Олег принял смерть от укуса змеи. (Но на миниатюре в Радзивилловской летописи из черепа коня выползает не змейка, а дракон.) Этому предшествует упоминание о комете Галлея. В «Повести временных лет» под 911 годом сказано: Явися звезда велика на западе копейным образом.

Однако комета подошла к земле на год позже — 19 июля 912 года.

Хронологическая эта инверсия объяснима только одним: более столетия рассказ об Олеге бытовал в устной традиции (и, разумеется, в нем не было текста договора русских с греками). Перенесение в летописи времени небесного знамения означает, что в устной саге с явления кометы начиналось повествование об Олеговом коне, пророчестве

волхвов и гибели князя. Таково мифологическое мышление: комета пророчила смерть конунгу, значит, с нее все и должно начинаться.

Современный историк Игорь Данилевский, сославшись на библейские параллели, однажды заметил, что щит, который повесил Олег на вратах Царьграда, — это не столько символ победы, сколько заЩИТы. В Византии существовало пророчество, начертанное на гробнице первого ее христианского императора — Константина

Великого: «Семихолмый град падет, когда вражеский флот перейдет

перешеек посуху, но падет не навсегда, а явятся люди от рода русокудрые и возьмут его под свою защиту» (Об этом сообщают греческие источники со ссылкой на императора Льва VI Премудрого (886–911). См.: Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет // Отечественная история. 1993. № 1. С. 88–89; Данилевский И. Н. «Повесть временных лет»: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 158.Вещий Олег приходил к Царьграду именно при Льве VI, а значит, Лев Премудрый и мог быть автором этого «прорицания».)

Пророчество сбылось. Объявившись у Константинополя, Олег приступил к осаде, а потом вдруг разыграл перед изумленными греками грандиозный спектакль — поставил свои ладьи на колеса и двинул суда на город. И греки поспешили заключить с Олегом мир.

То ли Олег узнал о прорицании от своих лазутчиков, то ли византийцы сами решили поторопить исполнение пророчества и, сообщив о нем Олегу через перебежчика, дождались, когда князь двинет ладьи на город, а после разыграли изумление и предложили повесить щит на воротах. То ли это был спектакль и со стороны Олега, и со стороны греков, которые, сфальсифицировав пророчество, предложили Олегу мир, чтобы тут же попытаться его отравить.

Византийцы быстро забыли имя Олега. Но в «Повести временных лет» сказано, что при Олеге в Киеве словене, чудь и русь прозвались Русью. А Псевдо-Симеон (конец Х века) пишет, что у росов был некий могущественный правитель, от коего «росы получили свое имя

<…> после того, как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению ли божественному озарению того, кто господствовал над ними» (Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под редакцией Е. А. Мельниковой. М., 1999. С. 115.)

(Отсюда может происходить и известный лишь по «Слову» этноним усичи, то есть потомки Роса/Руса.)

Итак, Псевдо-Симеону известно, что у стен Царьграда Олег ослушался своих прорицателей, но не погиб. Что сделал Олег, мы знаем — заключил мир с греками. И он должен был погибнуть, когда б отведал вынесенного ему отравленного вина. Отвергнув дары, Олег заслужил прозвище Вещий и посрамил волхвов, предупреждавших, мол, замиришься — погибнешь. (Что, скорее, угроза, чем пророчество).

Через четыре года, сидя в Киеве, Олег заключает на удивление выгодный ему договор с греками. По доброй воле византийские императоры даруют Олегу беспрецедентные торговые льготы. Предварительный текст договора, найденный Нестором в архиве, был подписан Олегом 2 сентября 6420-го, то есть по современному летосчислению 911 года. Никто, впрочем, не обратил внимания, что это день святого Маманта, а именно у его церкви по договору 907 года реки повелели русским селиться в Царьграде. (В том же контексте мя Маманта возникнет и в договоре Игоря.)

1 сентября 312 года Константин Великий даровал христианам свободу. Уже в IV веке с этого дня велено было начинать новый год.

Но Олег не воспользовался круглой датой, предпочтя ей странный для язычника жест смирения: мол, вы определили нам, русским, держаться святого Маманта, и я это блюду.

Чтобы понять, почему Олег так поступил, сравним, чем клянется  Олег в 907 году и чем в 911-м. Там — Перуном и Волосом. Тут — Предлежащим честным крестом и Святою Единосущною Троицей. Психологическая установка на то, что Олег — неисправимый последовательный язычник, не позволила беспристрастно прочесть о, что в тексте договора написано черным по белому. Логично предположить, что Олег крестился в Киеве 2 сентября 911 года, и византийский поп Иванко, составивший договор, самим фактом внесения текст договора своего имени это удостоверяет.

В знак крепости и неколебимости, которая должна быть между вами христианами и Русью, мирный этот договор, записанный Иваном, составили мы в двух экземплярах – для царя вашего и для себя, и собственноручно скрепили предлежащим честным крестом и Святою единосущною Троицей единого истинного Бога вашего, и передали нашим послам. Мы же (послы) клялись царю вашему, поставленному от Бога как Божье установление, по закону и обычаю народа нашего, что ни мы и никто из страны нашей не переступят установленных глав мира и любви. И такой же договор передали царству вашему на утверждение. Обоим же экземплярам иметь равную силу в утверждении и свидетельстве заключенного между нами мира.

Договор Олега с греками по Лаврентьевской летописи.
2 сентября 912 года.

Обоснование исправления даты с 911 на 912 год см.:

1. Чернов А. Вещий Олег: крещение и гибель // Actes testantibus. Ювілейний збірник на пошану Леонтія Войтовича / Відповідальний редактор Микола Литвин (УКРАЇНА: культурна спадщина, національна свідомість, державність. Випуск 20: НАН України. Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича). – Львів, 2011. С. 699–726; 2. Чернов А. ПРОБЛЕМА 6360: Рудименты старовизантийской хронологии в русском летописании  // Княжа доба: історія і культура / [відп. ред. Володимир Александрович]; Національна академія наук України, Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича. Львів, 2012. Вип. 6. С. 19–36.

Комментируя «Повесть временных лет», Д. С. Лихачев заметил одну загадочную подробность: глядя на катящиеся по полю ладьи, византийцы говорят, что это не язычник Олег, а сам Дмитрий Солунский явился их покарать. Исследователь отмечал, что никакой параллели к этому в житии Дмитрия Солунского нет.

Однако посмотрим на дату: шестисотлетняя годовщина гибели Дмитрия приходится на 26 октября 906 года. Видимо, именно в этот день в 906 (а не в 907) году Олег и пошел на приступ Царьграда.

(И поскольку греки со стен «окрестили» его Дмитрием, надо думать, имя этого святого воина Олег и принял, выйдя из купели.)

Купцы-русы на Арабском Востоке охотно выдавали себя за христиан (тем полагались таможенные льготы), и у викингов в обычае странами собственным крещением. Еще за полвека до появления Олега у стен Царьграда патриарх Фотий после неудачного набега киевлян Аскольда и Дира записал: «Крещен свирепый народ Рос».

Но Олег убил киевских правителей и, захватив Киев, перенес сюда

свою столицу. Теперь он сам должен был пойти на греков. И волхвы, видимо, догадывались о том, что Олег хочет креститься, ведь только так он мог прорубить новый торговый путь из Варяг в Греки.

Архангелогородская летопись сохранила архаичный вариант саги об Олеге: Олег правил тридцать лет и три года, но прежде же сих лет он спросил у волхвов: Скажите ми, что смерть моя? То есть роковой вопрос был задан еще в Ладоге, когда Олег узнал о смерти Рюрика.

Тут он и приказывает отсечь коню голову, а тело отдать зверям полевым и птицам небесным. Перед нами, разумеется, описание не казни, а жертвоприношения. И отделение головы коня от тела необходимо по языческому обряду: конские черепа в Новгороде находят под нижними венцами жилых построек, в Суздале череп лошади обнаружен в основании городского вала. Потому и череп Олегова коня должен был лежать не в чистом поле, а на волховском святилище Велеса.

Не случайно после подписания договора Олег отправляется в Новгород, а оттуда в Ладогу. Над ним уже тридцать лет висит пророчество о смерти от своего коня, и Олегу надо доказать, что его бог сильнее Велеса. Но он неосторожно произносит: «…солгали мне волхвы наши, да придя в Киев, побью волхвов». Этим первый русский Великий князь подписывает себе смертный приговор. (Постоянные атрибуты Велеса — конь и змея. И можно предположить, что конские черепа на святилище Велеса служили жилищем для змей, а все капище было своеобразным террариумом.) Взяв череп в руки и собираясь лобзать его, Олег должен был заглянуть в глаза собственной смерти.

Но волхвы, зная об отведенной им участи, Олега переиграли.

(Подробнее см.: Чернов А. Хроники изнаночного времени. СПб. 2006).

Проводы

9 марта 1953. Он еще вернется

 

Новые материалы по теме см. тут:
https://nestoriana.wordpress.com/2016/03/03/smert-stalina/

*     *     *

…Узнав о смерти вождя, моя мама, молоденькая ленинградская акушерка, собралась в Москву. Ей просто необходимо было попрощаться с товарищем Сталиным. Но как акушерка она сама себе и запретила эту поездку: а вдруг в давке станет плохо?

Мама была беременна мной. И хотя срок был пустяковый (еще не кончился первый месяц), но нельзя значит нельзя.

Я выжил, еще и не родившись.

 P.S.

Году в 1979-м композитор Григорий Гладков, познакомившись с Берестовым, решил спросить у него что-то самое-самое, но вместо этого вдруг брякнул: «Валентин Дмитриевич, а почему в словах Сталин и Сатана все буквы одинаковые, а «л» – лишнее?» Берестов сдвинул очки на нос и на несколько секунд напрягся. А потом вскинул детские, но почему-то в тот миг очень серьезные глаза, и сказал: «А потому что Сатанаил!»

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Information

This entry was posted on 04.03.2013 by in Сухая игла, Хроники изнаночного времени.

Навигация

Рубрики

%d такие блоггеры, как: